Святой Серафим — идеал жизни во Христе.

Слово, сщмч. Философа Орнатского, произнесенное в Успенском соборе Саровской пустыни 13 июля 1903Г., за поздней литургией

«И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 9, 35).

Эти слова, слышанные нами сегодня во святом Евангелии, развертывают пред умственным взором верующего величественную картину: многое множество народа толпится везде, где появляется Господь Иисус Христос с Его властным Словом, с Его врачующею недуги душевные и телесные силою. Не все исцеляются от Него, но все уходят от Него радостные, успокоенные, в сознании, что есть Господь милосердый, что всякий несчастный, больной, калека, никому не нужный человек не чужд ему, свой, близкий, родной…

Такая евангельская картина повторяется пред взором нашим ныне в Сарове. Какое множество людей, жаждущих слышать какое-то новое слово, жаждущих как бы нового откровения! Какое собрание всякого рода болящих, слепых, немых, хромых, калек!.. Нельзя удержаться от слез при виде их.

Что же собрало сюда это множество людей? Зачем сошлись мы сюда и с берегов Невы и Балтийского моря и из далекой Сибири, с холодного севера и теплого юга? Зачем оставили мы свои дома и семьи, зачем многие подвергли себя лишениям, трудностям пути, палящему зною? Или здесь вновь сошел Христос на землю и вновь Слово Его и Его сила благодатная влекут к Нему алчущих и жаждущих духовно?

Нет, не сошел Христос. Единожды приял Он уничижение на земле и Крестом искупил весь род человеческий. Вторично придет Он на землю, но уже судить людей и воздать каждому по делам его.

Что же собрало нас сюда? О, блаженный и дивный отче Серафиме, это ты призвал нас и соединил всех около себя! Еще несколько дней, и рукою Церкви возжжется великий светильник веры и благочестия, да светит всем на святой Руси. Еще несколько дней, и взойдет на небосклоне Церкви новая светлая звезда,-дабы быть путеводною звездою для верующих. Уже ярко блестела звезда эта, уже свет светильника виден был верующим, душа народная сердцем чуяла в старце Серафиме угодника Божия, но только теперь вера народная получает надежную опору, когда святая Церковь, «столп и утверждение истины» (1Тим. 3, 15), сказала о нем свое слово и призывает всех ублажать блаженного. О, теперь ярким пламенем вспыхнет вера народная и – веруем – изобильно польется от гроба святого старца и его цельбоносных останков благодать исцелений!

И вот, вновь пред взором нашим раскрывается «великая благочестия тайна: Бог явися во плоти, оправдася в Духе» (1Тим. 3,16). Христа Спасителя нет с нами плотию, но мы осязательно чувствуем на себе здесь присутствие Его благодати, испытываем на себе действие Его силы, в немощах человеческих совершающейся. «Он с нами до скончания века». «Христос вчера и днесь Той же, и вовеки». Таково свойство святости: она собирает в себе всю силу благодати Божией и, как солнце, бросает свои светящие и греющие лучи на все окружающее. Таков богоносный отец наш Серафим.

Как и чем достиг он святости, за что Господь вознес его на высоту предстояния у престола Своего? Когда сейчас, во время Божественной литургии, пели блаженства евангельские, и я применял к ним жизнь преподобного, то мне стало ясно, каким путем достиг он святости. Эти пути к блаженству послужили для него ступеньками, по которым взошел он на высоту.

Он ли, обнищавший ради Господа телесно, не был нищ духом? Вся жизнь его, «убогого Серафима», как сам он называл себя, была проникнута духом смирения, и чем выше поднимался он духом, тем более проникался сознанием своего недостоинства пред Богом, своего ничтожества пред людьми. И стяжал он «смирением высокая, нищетою богатая». Сих есть царствие небесное.

Вся жизнь преподобного Серафима была плачем о грехах. Вспомните только образ этого дивного старца, тысячу дней и ночей стоящего на коленях на камне и мытарски вопиющего ко Господу: «Боже, милостив буди мне грешному».

«Кротость его известна всем человекам». Чтобы не говорить много, я вспоминаю факты из жизни преподобного. Вот злодеи избили его до полусмерти; врачи телесные бесплодно лечат его; сама Пресвятая Богородица врачует его. И он не только прощает от всего сердца врагов своих, но и требует, чтобы они не были наказаны, иначе грозит – совсем уйти из обители.

Правда не вне человека, она – внутри его. Надо в себе самом найти правду, осветить ее, укрепить и всячески развить. Для сего дано христианам святое Евангелие, в котором открыта вся правда, благодать Таинств, движущая человека на пути к правде, указано на собственный подвиг, укрепляющий человека в правде. Алкать и жаждать правды, и в смысле всякой добродетели, и в смысле оправдания пред Богом – и нынешнего и вечного – значит всеусердно пользоваться в жизни всеми сими средствами. И именно как голодный святой Серафим искал правды, обнищав ради Христа, смирив себя по образу Его, затворив себя в затвор, наложив на себя обет молчания.

Милосердие святого Серафима поистине умилительно. Ограничивая себя самым необходимым, он готов был делиться своими скромными средствами со всеми, не только с людьми, но и с диким зверем.

Говорить ли о его чистоте сердца? Он, как верный страж, стоял над ним, бодрствуя ежечасно, очищая его покаянием, молитвою Иисусовой. Скажем лучше о том, что составляет награду чистых сердцем. Он воистину зрел Бога. Не токмо Царица Небесная неоднократно воочию являлась ему, но и Сам Господь Иисус Христос, во время Божественной литургии, окруженный святыми ангелами, как бы роем пчелиным, явился взору его. Тем более преподобный зрит Бога в вечной славе Его, где с ликами святых предстоит Ему, славя Бога в Троице и ходатайствуя за нас пред Ним. Тысячи исцелений, утешений, отзвуков его небесного гласа в душе народной служат тому доказательством.

Миротворцев Господь именует сынами Божиими. И вот кто действительно может быть назван сыном Божиим – это ублажаемый нами святой старец, не только сам живший в мире со всеми, но и примирявший отцов и матерей с детьми, мужей с женами, братии и сестер о Господе друг с другом.

Да, старец Серафим вполне осуществил в своей жизни заповеди Христовы. И если его не гнали за правду и он не сподобился венца мученичества, хотя и приял побои от злодеев,– то только потому, что рука не поднималась на того, кто всех встречал земным поклоном, величая словами: «радость моя», кто целовал всем руки и ноги.

Так святой Серафим возлюбил Господа, ибо «кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14, 21). Так сказал Господь, и не ложно слово Его. Господь, всею полнотою Божества Своего, обитал в нем, насколько это доступно существу человеческому. Святой Серафим, как ветка на лозе, жил во Христе. А «кто во Христе, тот новая тварь». И истинно слово Господа Иисуса Христа: «верующий в Меня, дела, которые Я творю, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Ин. 14,12).

Вот разгадка происходящих ныне в Сарове событий. Не сошел Господь плотию Своею на землю и не сойдет. Но вновь повторяется евангельская картина народного одушевления верой, картина людского горя и несчастия, собранного в одно место, ожидающего утешения, облегчения, врачевания свыше,– картина общей радости всех за каждого утешенного, ободренного, исцеленного. То делается Тем же Христом Спасителем, только чрез верного раба Своего, его молитвами и предстательством.

И хочется, страшно хочется сподобиться хотя малой доли благодати Серафимовой, хотя мало подняться на высоту его с нашими подстреленными крыльями. Как? Он жил во Христе,– этим сказано всё. И мы должны стремиться к тому же, должны прививать себя ко Христу, как садовник прививает ветку к плодоносной лозе, а для этого должны идти тем же путем, коим шел преподобный Серафим. Труден и долог путь сей, но мы не отступим от него, ибо нет другого пути ко Христу. Много и долго надо бы говорить об этом пути,– о нем учит нас святая Церковь; я ограничусь кратким наставлением святого Серафима о том, как нам быть постоянно со Христом. Я разумею наставление его о постоянном повторении в себе молитвы Иисусовой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Об этой молитве так заповедовал святой старец: «Ходя и сидя на деле, и в церкви стоя до начала богослужения, входя и исходя, сие непрестанно содержи на устах и в сердце твоем. С призыванием имени Божия найдешь ты покой, достигнешь чистоты духовной и телесной, и вселится в тебя Дух Святый».

А в заключение позвольте, дорогие братие, напомнить вам наставление святого Серафима, столь же отрадное, сколько и легкое для исполнения. «Когда меня не станет,– говорил он,-ходите ко мне на гробик. Ходите, как вам время есть. И чем чаще, тем лучше. Всё, что ни есть у вас на душе, всё, о чем ни поскорбите, что ни случилось бы с вами,– со всем придите ко мне на гробик. Да, припав к земле, как к живому, и расскажите. И услышу вас, и скорбь ваша пройдет. Как с живым, со мной говорите. И всегда для вас жив буду». Так говорил старец одной инокине дивеевской, а в лице ее и всем нам, его почитателям.

Пойдем же, братие, счастливые тем, что мы имели возможность прибыть на торжество его прославления, и расскажем у гроба его свои печали и скорби; но будем молиться ему и, по отшествии отсюда, в своих городах, селах и деревнях. «Несть Бог мертвых, но Бог живых». Жив Бог, жив святой угодник Его. Как к живому будем всегда взывать к нему: «Преподобне отче Серафиме, помогай нам»,– и он услышит нас и поможет нам. Аминь.

Просмотры (63)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *