В ноябре 1909 года Потомственный почетный гражданин Москвы купец 2-й гильдии Федор Васильевич Долгинцев пожертвовал в собственность Серафимо-Дивеевскому монастырю участок земли в Москве с постройками по адресу: Мещанской части, первого участка, по первой Мещанской улице, номер 22 (по современной нумерации — дом 20 стр 2), «с тем непременным условием, чтобы на жертвуемой им земле была сооружена часовня в честь преподобного Серафима Саровского Чудотворца».
Долгинцев передал монастырю владение с четырьмя строениями. В нем значились жилое каменное двухэтажное здание по улице 1-й Мещанской, каменное одноэтажное нежилое здание в конце двора с двумя деревянными пристройками.
9 декабря 1909 года Нижегородский архиепископ Назарий подал прошение Высокопреосвященнейшему Владыке Владимиру Митрополиту Московскому и Коломенскому о возможности на жертвуемом участке разрешить настоятельнице Дивеевского монастыря игумении Александре построить часовню.
19 октября 1911 года состоялось заседание Священного Синода, который постановил: согласно ходатайству Преосвященного Нижегородского, разрешить настоятельнице Серафимо-Дивеевского монастыря на поступающем в собственность монастыря земельном участке в г. Москве на 1ой Мещанской улице построить часовню, но с тем условием, чтобы 1/ часовня была 13 ½ аршин в ширину, 15 ½ аршин в длину и 9 аршин в высоту; 2/ все доходы от часовни, когда таковая будет сооружена, имееют безраздельно принадлежать Серафимо-Дивееевскому монастырю; 3/ в виду того, что Нижегородское Епархиальное Начальство ожидает значительных материальных выгод для Дивеевского монастыря от содержания своего священника при предполагаемой к постройке часовне в имении Долгинцева, дать согласие настоятельнице Дивеевского монастыря, с законного разрешения Нижегородского Епархиального Начальства, иметь при часовне своего священника, с тем, чтобы он во время своего проживания в Москве, для отправления богослужения в часовне Дивеевского монастыря, считался принадлежащим к Нижегородской епархии и проживал в Москве на положении и правах иноепархиального священника, и 4/ чтобы настоятельница Серафимо-Дивеевского монастыря никогда не возбуждала пред Московским епархиальным Начальством ходатайства о преобразовании часовни в церковь.
Часовню в псевдорусском стиле по проекту московского архитектора Петра Викентьевича Харко решено было устроить в северной части каменного дома. Дом всегда был выкрашен розовой краской. Его переоборудовали и сделали новую каменную лестницу.
Все капитальные работы завершились 12 июня 1912 года. Часовня во имя преподобного Серафима Саровского была украшена изображением саровского старца, в окружении прихожан. Острую крышу часовни завершали три тоненьких барабанчика, увенчанные вытянутыми, луковичной формы, главками в нестеровском духе. Стенная роспись внутри часовни и иконы были выполнены палехским художником Л.И. Париловым и сестрами обители. Устроен 4-ярусный иконостас, художественно исполненный В.Р. Чубаровым. В иконостасе помещен старейший из списков чудотворной иконы Божией Матери «Умиление», бывшей келейной у преподобного Серафима Саровского. Икона эта украшена дорогой ризой с жемчугом и драгоценными камнями. На южной стене находится изображение преподобного Серафима, молящагося на камне. Камень очень искусно сделан из кусков того громадного камня, на котором молился преподобный в Сарове. Перед изображением помещены лампады, а в особом шкафу за стеклом находится драгоценная святыня: епитрахиль преподобного Серафима из разноцветной шелковой ткани с шелковым галуном и крестами и его поручи из красноватого цвета шелковой материи, шитыя разноцветным шелком. Здесь-же помещена кожаная рукавичка с правой руки, которую надевал преподобный Серафим при работе.
Освящение часовни состоялось 19 июля 1912года преосвященным Анастасием, епископом Серпуховским в 3 часа дня. В честь этого события из храма мчч. Адриана и Наталии в часовню пришел крестный ход, а народу было столько, что он занял всю дорогу. Владыке на освящении сослужили клирики Адриановской церкви, Марфо-Марьинской обители, церкви Воскресения Словущаго в Кадашах. Пел хор Дивеевских монахинь под управлением рясофорной послушницы Веры Чичаговой. Отец Николай Смирнов, сказал на проповеди, что сам преподобный батюшка Серафим к нам пришел!
При окончании молебна иеродиакон Фома, насельник Данилова монастыря, провозгласил многолетия: Государю Императору, Государыням Императрицам, Наследнику Цесаревичу, Великой Княгине Елисавете Феодоровне и всему Царствующему Дому, митрополиту Владимиру, епископу нижегородскому Иоакиму, епископу серпуховскому Анастасию, настоятельнице обители игумении Александре, благотворителям и жертвователям на часовню.
В праздничные дни в часовне служились всенощные, а в будни утром и вечером — молебны преподобному Серафиму (вечером — с акафистом нараспев). По субботам служились панихиды по благотворителям обители. В остальное время читалась Псалтирь. Во время совершения молебна с акафистом приходило столько богомольцев, что войти в часовню было невозможно, и часть молящихся стояла снаружи, на тротуаре.
По описи владения от 14 марта 1914 года за Серафимо-Дивеевским монастырем в Москве числилось общее количество земли 242 кв. сажени: под постройками, двором и палисадом на улице. 12 февраля 1914 года в Московскую Городскую Управу старшей сестрой подворья монахиней Раисой было подано прошение о разрешении на строительство во внутреннем дворе владения 3х-этажного каменного жилого дома. По проекту того же архитектора П. В. Харко он был построен в 1915году и в нем устроили келии для сестер. Послушания были клиросное, церковное, трапезное, швейное. Продукты − бочки с грибами, капустой и прочее − привозили из Дивеева. Трапеза была скудная, как и в самом монастыре.
В августе 1912года после освящения часовни на подворье приехали первые сестры: Надежда Феодоровна Халомазова (схимонахиня Анфия), Параскева Тимофеевна Лобанова (инокиня Параскева), Параскева Феодоровна Лысякова. В декабре, видимо, с Нижегородской епархии прислали старшую подворья — монахиню Раису.
Рясофорная послушница Надежда (Халомазова) свой монашеский путь начинала в Дивеевском монастыре – на огороде, в квасной, в хлебном. На подворье ее определили помощницей в церковную лавку. Инокиня Параскева (Лобанова) была ее двоюродной сестрой.
В начале 1914года приехали еще 13 сестер. Среди них была следующая старшая подворья монахиня Анфия (Колесова Матрона Герасимова) и, в будущем схимонахиня Антония, Анна Павловна Волкова.
Анна Павловна родилась в 1890 году. Рано осиротев, в тринадцатилетнем возрасте она поступила в Серафимо-Дивеевский монастырь. Через пять лет была пострижена в рясофор, и ей благословили проходить послушание на Дивеевском подворье в Москве певчей.
Деятельной и известной всей округе старшей сестрой подворья стала монахиня Анфия (Колесова), которой пришлось руководить жизнью монастыря после революции. Была она «из простых», малообразованная, но отличалась незаурядными административно-хозяйственными способностями и обладала большой практической смекалкой.
Одним из священников часовни был иерей Николай Недумов. С 1916г. по 1918г здесь служил иерей Валериан Успенский, сын протодиакона Дивеевского монастыря Евлампия Успенского.
Недалеко от Дивеевского подворья на Сухаревской площади в храме Троицы в Листах служил автор «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» митрополит Серафим (Чичагов). Назначенный митрополитом Варшавским, он из-за гражданской войны не смог выехать в Польшу и некоторое время оставался в Москве. Конечно же, он навещал дивеевских сестер.
В 1919 или в 1920 году Дивеевское подворье посетил Патриарх Тихон. Он подъехал на извозчике, зашел в часовню, помолился, приложился к камешку преподобного, пошутил с сестрами и поехал к себе, на Троицкое подворье, куда часто приходили сестры.
В послереволюционные годы жизнь на Дивеевском подворье не была тихой. В следствии принятия протокола о проведении кампании по изъятию церковных ценностей в помощь голодающим 23 апреля 1922 года в часовне было изъято большое количество церковной утвари. А 2 февраля 1923 году часовню закрыли, и все имущество было передано Троицкому подворью.
С августа 1923г. по август 1929г. часовня находилась под обновленцами. Первым заведующим часовни был митр. Евдоким (Мещерский), бывший управляющий Нижегородской епархией.
С сентября 1922 года в келейном корпусе поселился бессменный ответственный секретарь Антирелигиозной комиссии при ЦК РКП(б) Евгений Александрович Тучков с женой и чрезвычайно религиозной старшей сестрой, которая воспитывала его в детстве и которую он уважительно называл «мамашей».
Однажды на подворье к Тучкову пришел местоблюститель Патриаршего престола митрополит Петр (Полянский). Дожидаясь приема, он увидел, как монахини пилят дрова, с огромным трудом справляясь с тяжелой пилой. Тогда святитель, подоткнув полы рясы, сам распилил эти дрова, не обращая внимания на смущенные протесты.
После закрытия Серафимо-Дивеевского монастыря в 1927 году некоторые сестры из Дивеева перебрались в Москву, на подворье. Они стегали одеяла в артели «Общее дело», в которой работало более 200 монахинь с разогнанных монастырей Москвы.
Подворье было закрыто в 1929 году по просьбе соседнего института слепых, отдано ему под мастерские, а затем часовенное оформление сломано и пристроен второй этаж. Матушка Анфия перешла в храм «Знамения» Божией Матери в Переяславской слободе, где трудилась уборщицей. В 1952 году она скончалась и похоронена на Пятницком кладбище в Москве. Рядом с ее могилой находятся могилы других дивеевских сестер, после закрытия монастыря живших в столице.
В 1980 годах в здании подворья были конторские помещения о двух этажах (два крайние к северу окна дома № 20, совершенно стали не похожи на церковное прошлое здание). В 1990г. здание выселено – здесь велось строительство инженерного центра. Пока проходила реконструкция, внутри хорошо были видны заложенные часовенные арки. В 1994 году здесь находилась контора «Гермес-финанс».
Трехэтажный жилой каменный корпус, построенный во дворе, и хозяйственные строения, принадлежавшие подворью, разрушили и на их месте в 1983 году построили здание префектуры Северо-восточного административного округа.
С 1994 года начались переговоры с Московской мэрией о возвращении подворья Серафимо-Дивеевского монастыря. Историческое место вернуть не удалось. Осенью 2002 года был решен вопрос о выделении земельного участка рядом с бывшим Дивеевским подворьем − на проспекте Мира, 24.
21 июня 2005 года Правительство Москвы издало распоряжение «О строительстве объектов Патриаршего подворья Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря по адресу: проспект Мира, владение 22-24 (Центральный административный округ города Москвы)». Открытие подворья обосновывалось тем, что «оно позволило бы не только создать в Москве представительство широко известного в России монастыря, но и стало бы местом пребывания небольшого числа сестер для организации обеспечения жизнедеятельности обители и регулярного паломничества в Дивеевский монастырь».
Фасады подворья спроектированы архитектором О.Р. Протоповичем в неорусском стиле с элементами стиля «модерн», характерного для зданий, построенных в этой части проспекта Мира.
16 мая 2008 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия на московском подворье Серафимо-Дивеевского монастыря архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин освящения закладного камня в основании строящегося домового храма-часовни. Обращаясь к участникам этого торжественного события, Нижегородский архипастырь сказал, что сейчас время, благоприятное для созидания новых храмов. Он обратил внимание на то, что здесь, в центре Москвы, заложен первый храм, который будет освящен в честь Собора Дивеевских святых. Этот праздник приходится на 27 июня, на следующий день после праздника первоначальницы Дивеевской обители преподобной Александры.
В середине ноября 2008 года часовня московского подворья была увенчана золотыми куполами. А в конце 2010года на подворье стали приезжать сестры для постоянного проживания. 5 февраля 2011года архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием был совершен чин малого освящения престола, и с этого дня на подворье совершаются ежедневные богослужения.
Просмотры (1936)