К самым первым копиям относится портрет Серафима Саровского 1831 г. , находящийся в Казани в семье Крупенниковых. Старец Серафим изображается в темной мантии, с непокрытой головой и сложенными крестообразно руками на груди. Портреты отличны от портретов Д. Евстафьева и С. Серебрякова отсутствием епитрахили. Старец изображен в более зрелом возрасте, за год или два до кончины.
 Преподобный Серафим Саровский. Около 1904 г. Казань (?). Частное собрание. Москва
Преподобный Серафим Саровский. Около 1904 г. Казань (?). Частное собрание. Москва
 Серафим Саровский . Портрет. Вторая половина XIX века. Неизвестный художник. ЦАК МДА.
Серафим Саровский . Портрет. Вторая половина XIX века. Неизвестный художник. ЦАК МДА.
Из истории портрета.
В №31 «Церк.Ведом.» сообщалось о двух сохранившихся портретах преподобного Серафима, из которых один находится у Курского гражданина А.Н. Миленина, другой — у преподавателя Воронежского реального училища г. В. Смирнова.
В «Известиях по Казанской епархии» появилась заметка еще об одном портрете преподобного Серафима, — портрете замечательном, во первых, точной датой написания, во вторых — некоторым отличием от других портретов и икон. На обороте его значится следующая надпись: «Сей портрет Саровской пустыни иеромонаха отца писан 1831-го году месяца июля». Таким образом, он, как написанный всего за полтора года до кончины преподобного, должен изображать семидесятилетнего старика. 
Так оно и есть и в действительности. Все лицо преподобного старца, открытое и ясное, обрамлено волосами. Волосы на голове — изжелта белые; борода, усы и брови — белые. Борода небольшая и далеко не в том порядке как, как на иконах Нос — прямой с горбинкой. Глаза голубые. Губы сжаты, причем верхняя закрыта усами. Выражение лица строгое испытующее. Преподобный Серафим изображен в мантии и с четками. Руки сложены на груди, одна над другой, причем на правой ясно вырисованы суставы пальцев. Пальцы длинные и тонкие, ногти овальные, продолговатые. — Портрет работы художественной; поясной; писан на полотне размер — 9+7 вершков; фон синий. Принадлежит этот портрет — Казанскому домовладельцу и почетному мировому судье Николаю Петровичу Крупеникову, представителю старинной купеческой фамилии Казанской. Как попал портрет в его дом, г. Крупеников не знает. Можно думать, что он получен кем-нибудь из Крупениковых если не прямо из Сарова или Дивеева, то по крайней мере из Арзамаса, где у этой богатой, благочестивой и щедрой фамилии были свои молитвенницы. От одной из них, от сестры Арзамасской Алексеевской женской общины Ольги (бывшей, кажется одно время и настоятельницей ея), Крупениковы владеют и другой реликвией Серафимовской — небольшим образом святителя Николая, одной из тех трех икон, перед которыми преподобный молился в последние часы своей земной жизни. Сестра Ольга отдала ее некогда Крупениковым, как «величайшую святыню», в благодарность за их благотворения.
Источник: Прибавления к Церковным Ведомостям, 1904. — №3. — с.100
Серафим Саровский. Портрет. Неизвестный художник. Конец 1860-1870 гг. ЦАК МДА.
Просмотры (408)
 
							
