Преставление и второе обретение мощей прп. Серафима Саровского, чудотворца

Преподобный Серафим Саровский был прославлен Русской Православной Церковью в лике святых летом 1903 г. при деятельном участии и даже по настоянию св. царя Николая II, лично весьма почитавшего Саровского старца. К моменту прославления почитание преподобного Серафима уже было широко распространено по всей России. Сведения о случаях его благодатной помощи, рассказы о его чудотворениях, воспоминания лично его знавших людей, душеполезные поучения старца — всё это передавалось в православном народе от поколения к поколению, сохранялось для потомков и сообщалось церковному священноначалию. Известно было и предсказание преподобного Серафима о том, что его мощи будут найдены, а затем в годину гонений за христианскую веру снова будут утрачены, как впоследствии в точности и произошло.

Вскоре после октябрьского переворота большевиками было воздвигнуто неслыханное гонение на  Православие, причём началось это гонение не столько с живых свидетелей православной веры, сколько с уже почивших её исповедников, прославленных во святых. Была развязана кощунственная кампания по вскрытию и изъятию святых мощей. Специальные комиссии, в которые для видимости соблюдения законности включали представителей духовенства, вскрывали раки со св. мощами, составляли протоколы об их освидетельствовании, а затем увозили св. мощи в неизвестном направлении.

Немалое смущение верующих, возникавшее при виде такого безнаказанного святотатства, было непередаваемо. Утешать могло только то, что, как свидетельствовал один из очевидцев тех событий профессор И.М. Андреев, «издевательства над мощами святых нельзя рассматривать иначе, как соучастие святых в общенародных страданиях и пытках: страдает весь русский народ, и с ним страдают русские святые». Правоту этих слов подтверждали неоднократные явления русских святых почитавшим их православным людям со словами утешения, ободрения и благословения на подвиг верности Христу.

Иногда частицы св. мощей благочестивым православным христианам удавалось укрывать в своих домах, некоторые из св. мощей тайно сохраняли священнослужители, но большинство было предано поруганию.

Так случилось и с мощами преподобного Серафима, которые тоже, как он сам предсказал, канули в неизвестность. Документально подтвержденными были только два факта: 17 декабря 1920 г. мощи, хранившиеся в Дивеевском монастыре под Арзамасом, были вскрыты, а 16 августа 1921 г. закрыты и увезены. Известно было и другое: в конце 1920-х гг. мощи преп. Серафима выставлялись для обозрения в московском Страстном монастыре, где в то время был организован антирелигиозный музей. Мощи, вероятно, находились там до 1934 г., когда Страстной монастырь был взорван.

Последующая история стала проясняться только в 1990 г. и наиболее полно эту историю передаёт Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в слове, сказанном им в Троицком соборе Александро-Невской лавры 12 января 1991 г., на следующий день после подписания протокола о передаче св. мощей преподобного Серафима Саровского Русской Православной Церкви.

«Уже при первой встрече с директором Музея истории религии, — говорил Святейший Патриарх, — мы договорились о том, что мощи, как православные святыни, должны быть возвращены Церкви.

Первая святыня, которая была возвращена, — мощи святого благоверного князя Александра Невского. Вскоре были переданы Церкви и мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. Считалось, что никаких других мощей в музее нет, но в связи с намеченным переездом из Казанского собора сотрудники музея заново проверяли запасники и в помещении, где хранились гобелены, обнаружили зашитые в рогожу мощи. Когда их вскрыли, то на перчаточке прочитали надпись: «Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас!» Чьи это мощи? Кроме надписи на перчатке, никакой другой информации не было: ни номера, ни описания.

История же изъятия мощей преподобного Серафима такова. Из Сарова они были доставлены в Арзамас, из Арзамаса — в Донской монастырь. Далее след теряется», — продолжает Святейший Патриарх.

Вспоминая, как трудно было верующему народу смириться с тем, что мощи утрачены, Предстоятель Русской Церкви свидетельствует: «Во многих местах находили какие-то предметы, которые приписывались преподобному: его топорик, части одежды, мантии, рукавички».

Святейший Патриарх Алексий начал поиски акта о вскрытии мощей преп. Серафима, который вскоре был найден. «И, сопоставив два акта — о канонизации в 1903 году и о вскрытии в 1920 году, — говорит Его Святейшество, — я направил в Ленинград двух архипастырей — епископов Тамбовского и Мичуринского Евгения и Истринского Арсения, которые исследовали мощи… Архипастыри, которые производили осмотр, свидетельствовали о чувстве благодатности и благоухании мощей, которые им пришлось обследовать. После сопоставления появилась уверенность, что это действительно мощи преподобного Серафима. До передачи оставалось одиннадцать дней. Была изготовлена рака, в которую мощи были переложены накануне возвращения их Русской Православной Церкви».

Мощи преп. Серафима Саровского были перенесены в Москву и установлены в Богоявленском кафедральном соборе для поклонения. Из этого собора, куда в течение нескольких месяцев безостановочно шли и шли православные верующие, началось продолжительное странствие св. мощей по городам и весям — по пути из Москвы в Дивеево. Этот своеобразный всероссийский «крестный ход на колёсах» (мощи перевозили в микроавтобусе, за которым неотступно следовал автомобиль Святейшего Патриарха) останавливался в городах и монастырях по пути следования, где Его Святейшество служил Литургию и совершались бесчисленные акафисты преподобному Серафиму.

1 августа 1991 г., в день памяти преп. Серафима Саровского, его св. мощи были возвращены в Дивеевский монастырь, основанный преп. Серафимом. Это было одним из самых ярких чудес русской церковной истории XX века.

по материалам сайта: www.patriarchia.ru

Дивеево накануне

Что же происходило все это время в Дивееве, куда навстречу преподобному Серафиму постепенно стекались десятки тысяч людей?

До приезда святых мощей в селе была дождливая, холодная погода. А к их прибытию появилось солнце, на небе все эти дни не было почти ни облачка. Над Троицким собором засияла радуга. Священник Николай Булгаков писал в своих воспоминаниях: «За дивеевской околицей было разбито два огромных палаточных лагеря на тысячу и полтысячи палаток. Зрелище впечатляющее: чуть ли не до горизонта уходящие ряды островерхих шатров-палаток… <…> Армия разместила в Преображенском соборе, что сзади Троицкого, огромное количество коек, стоящих почти впритирку, со знакомыми по «подъемам» и «отбоям» темно-синими одеялами. Здесь ночевали только дети, старики и больные. Большие окна Преображенского храма затянуты полиэтиленом. На месте иконостаса протянута веревочка, и к ней прикреплена записка: «Женщинам входить в алтарь нельзя». Нагибаюсь под ней, вхожу. На месте престола расстелено темно-красное одеяло (не заступать). Сзади, по всем выщербленным стенам, — огромное количество маленьких, простеньких, часто бумажных иконок, и перед ними и просто так горит множество самодельных лампадок с крышками из консервных банок…»

«Счастлив всяк, кто у убогого Серафима в Дивееве пробудет сутки, от утра до утра, ибо Матерь Божия, Царица Небесная, каждые сутки посещает Дивеево!» — говорил преподобный.

Тем временем кортеж с мощами преподобного Серафима приблизился к селу Елизарьеву. Здесь эскорт встречало большинство жителей села с хлебом-солью, а вместе с ними и верующие из близлежащих сел — Круглых Панов, Трудового и Ивановского.

Тогда же, 30 июля вечером, автомобиль со святыми мощами преподобного Серафима Саровского въехал в Дивеево. «Начинается новая страница истории Дивеевской обители. Она будет иметь огромную притягательную силу для паломников, которые придут сюда почерпнуть духовное утешение и силы у Преподобного Серафима», — так писал в своей книге епископ Сергий (Соколов).

«С этой свечкой будете встречать меня…»

Вся площадь вокруг Троицкого собора была заполнена народом, а от колокольни до паперти храма была выстлана дорожка из зелени, украшенная цветами. Крестный ход для встречи мощей вышел с хоругвями и иконами из храма и встал напротив колокольни. На первом ярусе колокольни так и висел недоремонтированный ретранслятор. Две монахини несли икону Божией Матери «Умиление», а еще одна — держала на красивом вышитом рушнике хлеб-соль для встречи Святейшего Патриарха. С таким же хлебом-солью стояли несколько девушек, одетых в традиционные русские сарафаны. Крестный ход остановился возле установленного перед святыми вратами постамента, обтянутого зеленой тканью и украшенного красными гладиолусами, на который должны были поставить раку с мощами великого праведника. Среди множества людей в крестном ходе особенно выделялась фигура дивеевского протодиакона Владимира Покровского. Он стоял, облаченный в дореволюционный стихарь, красный, шитый золотом орарь и бархатную красную камилавку. В руках он держал свечу, привезенную, по-видимости, из Иерусалима, сверху которой была установлена небольшого размера другая восковая свеча… Как впоследствии вспоминал родной брат протодиакона Владимира, ныне митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, «это было одно из пророчеств преподобного батюшки Серафима. Еще при своей жизни отец Серафим дал свечку Прасковье Семеновне Мелюковой и сказал: «С этой свечкой будете встречать меня». На протяжении 158 лет, вплоть до нашего времени, свеча переходила от одной сестры к другой и наконец дошла до нас. Когда мощи готовились встречать в Дивееве, то схимонахиня Маргарита (Лахтионова), хранившая эту свечу, отдала ее моему брату, протодиакону отцу Владимиру, который вставил ее в диаконский подсвечник и с ней встречал мощи батюшки Серафима».

Были здесь и другие клирики Нижегородской епархии. Поодаль от них стояли две схимницы с красными гладиолусами в руках. Раздался колокольный звон… Вдалеке появился крестный ход с пасхальными песнопениями. Огромная толпа народа, среди которой выделялось множество духовенства и монашествующих, двигалась к святым вратам Дивеевской обители. Вот показалась рака с мощами святого преподобного батюшки Серафима, возвращающегося в свою родную, созданную его молитвами, трудами и слезами Дивеевскую обитель. Издалека было видно, что раку несут архипастыри. За святителями в зеленой мантии, белом куколе, с жезлом в руках шествовал Первосвятитель Русской Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий в сопровождении митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Поравнявшись с постаментом, архипастыри установили раку на него. Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай приветствовал Святейшего, после чего монахиня преподнесла традиционные хлеб-соль.

После приветствий Святейший Патриарх обратился с проникновенным словом к молящимся: «Перевернута последняя страница Дивеевской летописи. Мощи преподобного Серафима Саровского прошли через всю Россию — из города на Неве через Москву, Московскую область, Владимирскую землю, Нижегородскую — и прибыли в Троицкий Дивеевский монастырь. Исполнилось пророчество великого старца». После краткого слова Святейшего монашествующие подняли раку с мощами преподобного Серафима, под колокольный звон пронесли ее через святые врата и установили напротив Троицкого собора. Затем был отслужен молебен. Так сбылось предсказание преподобного батюшки Серафима, сказанное им дивеевским сестрам: «О! Вот, матушки вы мои, какая будет радость! Среди лета запоют Пасху! А народу-то, народу-то со всех сторон!..»

Первая лампада веры на Саровской земле

31 июля Святейший Патриарх Алексий с сопровождавшими его архиереями и духовенством посетил место подвигов и молитв преподобного — бывший Саровский монастырь, ближнюю и дальнюю пустыньки. Там, где некогда шумел непроходимый лес, сегодня стоит современный город с многоэтажными домами и многотысячным населением. Епископ Сергий (Соколов) писал: «Понимая значимость переживаемого события, городские власти объявили этот день выходным, и буквально людское море окружило редких гостей <…>. Увы, но святая Саровская земля, превращенная в закрытую зону по причине ведущихся здесь сверхсекретных научных работ, не имеет сегодня даже храма».

Святейший Патриарх в сопровождении архипастырей посетил ближнюю пустыньку, возле молельного камня были пропеты величание и тропарь преподобному. У дальней пустыньки, до которой паломники прошли пешком, Патриарх отслужил молебен с акафистом и освятил постамент под памятник преподобному Серафиму, изготовленный скульптором В. М. Клыковым (тем же вечером памятник был установлен). В тот же день Святейший Патриарх освятил часовню на кладбище, и засияла первая лампада веры на благословенной Саровской земле, овеянной славой старцев Саровской пустыни.

После освящения кладбищенской часовни Святейший Патриарх с сопровождающими его лицами был приглашен в бывшую монастырскую трапезную на торжественный обед, по окончании которого гостям был вручен памятный подарок — саровская земля и вода из источника преподобного.

Дальнейшие события проходили уже в стенах Дивеевской обители.

Архимандрит Тихон (Затёкин),
наместник Вознесенского Печерского монастыря

по материалам сайта: www.nne.ru

Просмотры (289)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *