Почему так близок нам преподобный Серафим?

 

…Из всех угодников Божиих преподобный Серафим как-то особенно близок нам. Это было всегда. А последние годы достигло необычайной силы.

Если хочешь узнать народ, смотри на него не тогда, когда он беснуется, а тогда, когда он молится.

Образ преподобного Серафима — это есть образ святости русского народа. Он близок нам так, потому что мы в нём чувствуем лучшее, что есть в самом русском народе. Преподобный Серафим — наш национальный русский святой.

Ни в одном угоднике Божием так не воплощается дух нашего православия, как в образе убогого Серафима, молитвенника, постника, умилённого, всегда радостного, всех утешающего, всем прощающего старца всея России.

Он близок нам потому, что он кровь от кровей наших и плоть от плоти нашей. Он — это мы сами, но поднятые из грязи, очищенные подвигом, просветлённые благодатию Божиею. Он не только близок нам — он нам родной. Так было всегда.

Оправдываясь, что до канонизирования, для себя, называет преподобного Серафима «угодником Божиим», Мотовилов говорит: «Но о канонизировании великого старца никого не просил и не прошу, ибо сам он при жизни своей из уст в уста мои сказал и в сердце запечатлелись слова его, что Господь не иначе воздвигает святых Своих, заставляя Церковь Свою канонизировать их, как только тогда, когда она в членах своих тяжко страдает каким бы то ни было нечестием».

Вот потому-то мы как бы вновь открываем мощи преподобного Серафима, как бы вновь прославляем их через 25 лет после причисления его к лику святых…

Основная черта духовного облика преподобного Серафима — его постоянное умиление, радостность, весёлость.

«Когда в сердце есть умиление, тогда и Бог бывает с нами». В сердце его всегда было умиление, потому и Бог всегда был с ним.

«Радость моя, что нам унывать! Погляди, какой у нас собор- то будет».

При этом, бывало, поднимет ручки да и скажет: «Во, во, матушка, чудный собор. Вельми, матушка, чудный». И сделается при этом личико его необыкновенно светлое, благодатное, и станет он такой весёлый и радостный, точно весь уйдёт в небеса. Даже жутко станет глядеть на него.

С необычайной силой и ясностью это состояние благодатной радостности нам открыто в одной из бесед преподобного Серафима с Мотовиловым. Вот в отрывках этот главный момент беседа:

 «Истинная цель жизни нашей христианской есть стяжание Духа Святого Божьего. Пост же, бдение, молитва, милостыня и всякое Христа ради делаемое добро суть средства для стяжания Святого Духа Божьего». — «Каким же образом, — спросил я батюшку о. Серафима, — узнать мне, что я нахожусь в благодати Духа Святого?»

И когда Мотовилов не мог уразуметь ответа, преподобный Серафим взял его весьма крепко за плечи и сказал: «Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобою, что же вы не смотрите на меня». — Я отвечал: «Не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лицо ваше светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли!»

И далее преподобный Серафим спрашивал: «Что же чувствуете вы теперь?» — «Необыкновенно хорошо!» — «Да как же хорошо, что именно?» — Я отвечал: «Такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу!» — «Что же ещё чувствуете вы?» — Я отвечал: «Необыкновенную сладость!» —

«Что же ещё вы чувствуете?» — Я сказал: «Необыкновенную радость во всём моём сердце!» — И он продолжал: «Когда Дух Божий снисходит к человеку и осияет его полнотою своего наития, тогда душа человеческая преисполняется неизреченною радостью… Что ещё вы чувствуете, ваше Боголюбие?» — Я отвечал: «Теплоту необыкновенную!» — Преподобный Серафим сказал: «Состояние, в котором мы оба с вами теперь находимся, есть то, про которое сказал Господь: «Суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дондеже видят Царствие Божие, пришедшее в силе», вот что значит быть в полноте Духа Святаго».

Преподобный Серафим молился перед иконою Божией Матери «Умиление». И Владычица призвала его, наименовав высоким званием: «Сей из рода Нашего». Чувством умиления и радостного восторга так обильно напоены и все пророческие слова преподобного.

«Небесная Царица, батюшка,- сказал он прот. Василию Садовскому,- Сама Царица Небесная посетила убогого Серафима, и во, радость-то нам какая, батюшка. Матерь-то Божия неизъяснимою благостию покрыла убогого Серафима.

«Любимиче мой, — рекла Преблагословенная Владычица Пречистая Дева. — Проси от меня чего хощеши». — Слышишь ли, батюшка, какую нам милость-то явила Царица Небесная». И угодник Божий весь так сам и просветлел, так и сиял от восторга.

«А убогий-то Серафим, Серафим-то убогий и умолил Матерь-то Божию о сиротах своих, батюшка. И просил, чтобы все, все в Серафимовской пустыне спаслись бы сироточки, батюшка. И обещала Матерь Божия убогому Серафиму сию неизреченную радость, батюшка».

Мы читаем эти слова преподобного Серафима, и нам кажется, что мы слышим самый голос его, видим его живым пред собою. В белом полотняном балахоне, в комканых рукавицах, в комканых бахилах, поверх которых надеты лапти, в поношенной камилавке, с крестом на шее, которым благословила его родная мать.

И самих нас охватывает чувство умиления и радости, что не только жил когда-то среди нас угодник Божий преподобный Серафим, но что и ныне он живёт среди нас, слышит молитвы наши, утешает нас, исцеляет и вразумляет.

Будем же с чувством благоговения и молитвенной радости внимать его словам и читать о его великих подвигах, молитвах и чудесах.

Аминь

Свенцицкий В., прт. Преподобный Серафим. — Дивеево: Издательская группа Свято-Троице-Серафимо-Дивеевского монастыря, 1998. — 154 с. .

 

 

Просмотры (32)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *