ТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗДЕЛЫ

СЕРАФИМ САРОВСКИЙ                                                  С-12
О прп. Серафиме. Житие. Поучения С-12.1
Саров С-12.2
Дивеево. Дивеевский монастырь С-12.3
Дивеевские святые. Персоналии С-12.4
Нижегородская земля С-12.5
Прочие упоминания о преподобном С-12.6
Дореволюционные издания о прп. Серафиме С-12.7
Молитвы. Акафисты. Молитвословы С-12.8
Периодика. Статьи. Материалы конференций С-12.9
Календари. Альбомы. Путеводители. Сборники. Открытки С-12.10
Прочие книги издания Серафимо-Дивеевского монастыря С-12.11
Детская литература о Преподобном С-12.12

 

 

Просмотры (147)

Образа из семьи Поликарповых

Два изображения преподобного к 1903 г. находились в Покровской церкви с. Панфидина Старицкого у. [Тверской губернии] и по всем признакам относилась ко времени земной жизни св. Серафима.

Крест установлен на месте разрушенной каменной Покровской церкви, которая была заложена в 1794 году и выстроена в 1805 году на средства Александра Васильевича Поликарпова.

Одно из них — поясной портрет преподобного, заключенный в черного цвета рамку. Величина портрета, написанного маслом, 17 х 14 вершков. Преподобный изображен в мантии и белой епитрахили, с открытой головой. Выражение лица, обращенного в правую сторону, строго проницательное. На голове, усах, бороде волосы почти совершенно седые, с прямым пробором; из под волос виднеется левое ухо, а за ним прядь волос. Руки преподобного сложены одна на другой посредине креста епитрахили.

Другое изображение-написано маслом на камне, имеющим вид неправильного четырехугольника величиною 3 5/8 х 4 вершка. Изображение находится в серебреновызолоченной оправе, а сам камень обложен серебром. Старец изображен в коленопреклоненном положении, с воздетыми к небу руками, в белом балахончике, с крестом на груди; в левой руке преподобного находятся четки с крестиком и кисточкой на конце; кругом зеленеющий лес. По преданию, изображение это написано на осколке камня, на котором старец совершал молитвенный подвиг 1000 дней и ночей. С задней стороны к камню приделан серебряный ящичек, в который вложены: пучок волос старца, завернутый в бумажку, простой, вероятно, домашней ткани пояс и обгорелый сбоку лист из той самой Четии-Минеи, которая находилась в келье преподобного во время пожара, сопровождавшего блаженную кончину. В ящике находится записка, удостоверяющая, что волосы и пояс принадлежат действительно преподобному. Как изображения св. Серафима, так и помянутые реликвии более 10 лет тому назад (т.е. до 1893 г.) были переданы в церковь с. Панафидина церковным ее ктитором, местным землевладельцем дворянином А.Е. Поликарповым и в настоящее время пожертвованы им в собственность церкви.

Первый Тверской губернатор — Александр Васильевич Поликарпов

По словам Поликарпова, все упомянутые предметы еще при жизни старца были получены бабкой его, вдовой действительного статского советника фрейлиной Двора Марией Андреевной Поликарповой, урожденной княжной Щербатовой, которая имела поместье близ Саровской обители и некоторое время была духовной дочерью преп. Серафима […]. Кроме этих изображений в доме Поликарпова остался еще небольшой портрет подвижника величиной 6 1/2 х 5 1/4 вершков, писанный красками, на полотне, в деревянной рамке черного цвета. Преподобный на нем изображен согбенным старцем, идущим с палочкой в правой руке. И это изображение носило следы давнего происхождения.

(ТвЕВ. 1903. № 18. С.453-455)

Просмотры (135)

Пасхальное послание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви

Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

К вам, православным христианам, живущим во многих странах мира, пребывающим в храмах и молящимся в домах, обращаюсь я ныне, дабы от сердца, исполненного духовной радости, поздравить с великим праздником Святой Пасхи и по древней традиции победно возгласить:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

На протяжении двух тысячелетий именно этими словами Святая Церковь торжествующе возвещает людям благую весть о дарованном Богом спасении. В них – огонь нашей веры, сила любви, основание надежды, краеугольный камень Церкви, средоточие новозаветного послания миру, немеркнущий свет просвещения и источник вдохновения, сердцевина христианской жизни и вся наша будущность.

Что бы ни происходило в изменчивом, порой мятущемся и раздираемом противоречиями мире, какие бы трудности и испытания ни выпадали на нашу долю, мы знаем, веруем и проповедуем: пасхальная радость о Воскресшем Спасителе остается неизменной и всепобеждающей.

Каков же смысл этого главного христианского праздника? Во имя чего и зачем Сын Божий сошел на землю, принял образ раба (Флп 2:7), претерпел страдания, был распят на кресте и воскрес? И что надлежит делать нам, людям XXI века, чтобы действительно стать причастниками и наследниками победы, одержанной Христом над смертью?

Церковь дает нам ответы на эти вопросы. Она свидетельствует, что Воплотившимся от Преблагословенной Девы Сыном Божиим ад пленися, Адам воззвася, клятва потребися, Ева свободися, смерть умертвися, и мы ожихом (воскресный Богородичен на хвалитех, глас 2). Поистине Господь оживотворяет нас Своей любовью, избавляет от страха смерти и тления, врачует душевные и телесные немощи, поддерживает в трудностях и испытаниях, утешает в скорбях и печалях, помогает следовать спасительным путем, приводящим в жизнь вечную, когда отрет Бог всякую слезу с очей людских, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет (Откр 21:4). Продолжить чтение

Просмотры (66)

Видео

Святейший Патриарх Кирилл совершил утреню с чтением акафиста Пресвятой Богородице в Храме Христа Спасителя

31 марта 2023 года, накануне субботы 5-й седмицы Великого поста — праздника Похвалы Божией Матери (Субботы Акафиста), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил утреню с чтением акафиста в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы.

По традиции на это богослужение приносится Серафимо-Дивеевская икона Божией Матери «Умиление», келейная икона преподобного Серафима Саровского, которая в течение года хранится в крестовом храме Владимирской иконы Божией Матери Патриаршей резиденции в Чистом переулке в Москве. Сегодня икона была перевезена в Храм Христа Спасителя управляющим делами Московской Патриархии, первым викарием Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве митрополитом Воскресенским Дионисием. Икону встречали с пением кондака «Взбранной Воеводе» архиереи, духовенство Храма Христа Спасителя.

Перед началом чтения акафиста Пресвятой Богородице ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев и личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла архимандрит Алексий (Туриков) вынесли Серафимо-Дивеевскую икону из алтаря и установили на аналое в центре Храма Христа Спасителя.

Его Святейшеству сослужили митрополит Воскресенский Дионисий, архиепископ Егорьевский Матфейепископ Зарайский Константин, заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Павлово-Посадский Силуан, протоиерей Михаил Рязанцев, архимандрит Алексий (Туриков), столичное духовенство.

Богослужебные песнопения исполнили Патриарший и камерный хоры Храма Христа Спасителя (регенты — И.Б. Толкачев и С.С. Сидоренко).

По окончании утрени священнослужители и верующие поклонились чтимой Серафимо-Дивеевской иконе Божией Матери.

По материалам сайта www.patriarchia.ru 

Просмотры (119)

Видео

«Для вас я живой есть и буду вовеки!»

Просмотры (54)

Преставление и второе обретение мощей прп. Серафима Саровского, чудотворца

Преподобный Серафим Саровский был прославлен Русской Православной Церковью в лике святых летом 1903 г. при деятельном участии и даже по настоянию св. царя Николая II, лично весьма почитавшего Саровского старца. К моменту прославления почитание преподобного Серафима уже было широко распространено по всей России. Сведения о случаях его благодатной помощи, рассказы о его чудотворениях, воспоминания лично его знавших людей, душеполезные поучения старца — всё это передавалось в православном народе от поколения к поколению, сохранялось для потомков и сообщалось церковному священноначалию. Известно было и предсказание преподобного Серафима о том, что его мощи будут найдены, а затем в годину гонений за христианскую веру снова будут утрачены, как впоследствии в точности и произошло.

Вскоре после октябрьского переворота большевиками было воздвигнуто неслыханное гонение на  Православие, причём началось это гонение не столько с живых свидетелей православной веры, сколько с уже почивших её исповедников, прославленных во святых. Была развязана кощунственная кампания по вскрытию и изъятию святых мощей. Специальные комиссии, в которые для видимости соблюдения законности включали представителей духовенства, вскрывали раки со св. мощами, составляли протоколы об их освидетельствовании, а затем увозили св. мощи в неизвестном направлении.

Немалое смущение верующих, возникавшее при виде такого безнаказанного святотатства, было непередаваемо. Утешать могло только то, что, как свидетельствовал один из очевидцев тех событий профессор И.М. Андреев, «издевательства над мощами святых нельзя рассматривать иначе, как соучастие святых в общенародных страданиях и пытках: страдает весь русский народ, и с ним страдают русские святые». Правоту этих слов подтверждали неоднократные явления русских святых почитавшим их православным людям со словами утешения, ободрения и благословения на подвиг верности Христу.

Иногда частицы св. мощей благочестивым православным христианам удавалось укрывать в своих домах, некоторые из св. мощей тайно сохраняли священнослужители, но большинство было предано поруганию.

Так случилось и с мощами преподобного Серафима, которые тоже, как он сам предсказал, канули в неизвестность. Документально подтвержденными были только два факта: 17 декабря 1920 г. мощи, хранившиеся в Дивеевском монастыре под Арзамасом, были вскрыты, а 16 августа 1921 г. закрыты и увезены. Известно было и другое: в конце 1920-х гг. мощи преп. Серафима выставлялись для обозрения в московском Страстном монастыре, где в то время был организован антирелигиозный музей. Мощи, вероятно, находились там до 1934 г., когда Страстной монастырь был взорван.

Последующая история стала проясняться только в 1990 г. и наиболее полно эту историю передаёт Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в слове, сказанном им в Троицком соборе Александро-Невской лавры 12 января 1991 г., на следующий день после подписания протокола о передаче св. мощей преподобного Серафима Саровского Русской Православной Церкви.

«Уже при первой встрече с директором Музея истории религии, — говорил Святейший Патриарх, — мы договорились о том, что мощи, как православные святыни, должны быть возвращены Церкви.

Первая святыня, которая была возвращена, — мощи святого благоверного князя Александра Невского. Вскоре были переданы Церкви и мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. Считалось, что никаких других мощей в музее нет, но в связи с намеченным переездом из Казанского собора сотрудники музея заново проверяли запасники и в помещении, где хранились гобелены, обнаружили зашитые в рогожу мощи. Когда их вскрыли, то на перчаточке прочитали надпись: «Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас!» Чьи это мощи? Кроме надписи на перчатке, никакой другой информации не было: ни номера, ни описания.

История же изъятия мощей преподобного Серафима такова. Из Сарова они были доставлены в Арзамас, из Арзамаса — в Донской монастырь. Далее след теряется», — продолжает Святейший Патриарх.

Вспоминая, как трудно было верующему народу смириться с тем, что мощи утрачены, Предстоятель Русской Церкви свидетельствует: «Во многих местах находили какие-то предметы, которые приписывались преподобному: его топорик, части одежды, мантии, рукавички».

Святейший Патриарх Алексий начал поиски акта о вскрытии мощей преп. Серафима, который вскоре был найден. «И, сопоставив два акта — о канонизации в 1903 году и о вскрытии в 1920 году, — говорит Его Святейшество, — я направил в Ленинград двух архипастырей — епископов Тамбовского и Мичуринского Евгения и Истринского Арсения, которые исследовали мощи… Архипастыри, которые производили осмотр, свидетельствовали о чувстве благодатности и благоухании мощей, которые им пришлось обследовать. После сопоставления появилась уверенность, что это действительно мощи преподобного Серафима. До передачи оставалось одиннадцать дней. Была изготовлена рака, в которую мощи были переложены накануне возвращения их Русской Православной Церкви».

Мощи преп. Серафима Саровского были перенесены в Москву и установлены в Богоявленском кафедральном соборе для поклонения. Из этого собора, куда в течение нескольких месяцев безостановочно шли и шли православные верующие, началось продолжительное странствие св. мощей по городам и весям — по пути из Москвы в Дивеево. Этот своеобразный всероссийский «крестный ход на колёсах» (мощи перевозили в микроавтобусе, за которым неотступно следовал автомобиль Святейшего Патриарха) останавливался в городах и монастырях по пути следования, где Его Святейшество служил Литургию и совершались бесчисленные акафисты преподобному Серафиму. Продолжить чтение

Просмотры (374)

Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялось Епархиальное собрание г. Москвы

22 декабря 2022 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, являющегося правящим архиереем Первопрестольного града Москвы, состоялось ежегодное итоговое Епархиальное собрание г. Москвы.

Святейший Патриарх Кирилл приветствовал собравшихся и представил повестку дня.

Состоялось избрание рабочих органов Епархиального собрания Московской епархии. Заместителем председателя был избран митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря, управляющий Центральным викариатством г. Москвы; секретарем — протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, благочинный Центрального округа, секретарь Епархиального совета г. Москвы. Владыка Дионисий и отец Владимир заняли места в президиуме.

Также были избраны лица, которые от имени собрания должны были подписать постановления и протоколы: игумен Мефодий (Зинковский), наместник Николо-Угрешского ставропигиального монастыря, и игумения Елисавета (Позднякова), настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия. Продолжить чтение

Просмотры (99)

Митрополит Георгий совершил всенощное бдение на подворье Серафимо-Дивеевского монастыря в Москве

Текст Андрея Рукавишникова. Фото Глеба Пушменкова

19 ноября митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил всенощное бдение на Патриаршем подворье Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря в Москве. Богослужение состоялось в храме в честь Собора Дивеевских святых в канун дня памяти 13 нижегородских новомучеников Русской Православной Церкви.

Главе Нижегородской митрополии сослужили клирики Нижегородской епархии. На всенощном бдении вместе с прихожанами молились сестры Дивеевской обители.

По окончании богослужения, обратившись к собравшимся в храме с архипастырским словом, митрополит Георгий рассказал о житии и духовном подвиге нижегородского священномученика Михаила Гусева.

По материалам сайта www.nne.ru  

Просмотры (107)

Видео

10 августа 2022 г. Прямая трансляция Божественной литургии из Подворья Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря города Москвы

По материала канала www.tv-soyuz.ru

Просмотры (156)

«Радуйся, пастырю наш добрый. Радуйся, отче милостивый и кроткий. Радуйся, врачу наш скорый и благодатный. Радуйся, в бедах и обстояниях помощниче скорый».

Просмотры (74)