Слово преосвященного Назария, еп. Нижегородского и Арзамасского

СЛОВО ПРЕОСВЯЩЕННОГО НАЗАРИЯ, ЕПИСКОПА НИЖЕГОРОДСКОГО И АРЗАМАССКОГО, В ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНОГО И БОГОНОСНОГО ОТЦА НАШЕГО СЕРАФИМА, САРОВСКОГО ЧУДОТВОРЦА.

Слово высокопреосвященнейшего Назария, епископа Нижегородского и Арзамасского, в день памяти преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца, произнесенная после Литургии перед панихидой по приснопамятном иеромонахе Серафиме 17 июля 1903 года.// Прибавления к Церковным ведомостям. — 1903. —  №30. —  с. 1120

Читать полностью.pdf

Просмотры (143)

сщмч. Философ Орнантский. Саровские поучения.

Отзыв Е. Поселянина на «Саровские поучения»
протоиерея Философа Орнатского, опубликованные в Церковных ведомостях за 1903 г. в № 48

Протоирей Ф.Н. Орнатский был командирован высокопреосвященным С.-Петербургским митрополитом, вместе с известным деятелем по народной трезвости о. А.В. Рождественским, в Сарво, на время торжеств, для проповедывания, и с честью исполнил задачу. Теперь талантливый проповедник собрал произнесенныя им в Сарове слова в одну брошюру, под заглавием «Саровские поучения»

Проповедник глубоко постиг обаятельную личность старца Серафима и в кратких, впечатлительных проповедях своих сумел выставить особенно покоряющие его черты. Пишущий эти строки был свидетелем того, как сильно подействовало на народ слово о поминовении усопших, где проповедник собрал воедино разбросанные в жизнеописаниях старца свидетельства о теплой заботе и неотступных молитвах старца за усопших.

Отличаясь истинно церковным духом, проповеди о. протоиерея Орнатского изложены прекрасным литературным языком, образны и сердечны. Их интересно прочесть всякому, кто чтит память дивного чудотворца Серафима, незаменима же эта книга для священников, которые пожелают наставить свою паству примером жизни старца Серафима. И, конечно, Саровские поучения могут способствовать утверждению в народе светлого впечатления  образа старца Серафима.

Заключим пожелание полного успеха поучениям протоиерея Орнатского словами самого старца Серафима, поставленными в эпиграф этого издания:» Сей, сей, всюду, сей данную тебе пшеницу. Сей на благой земле, сей на песке, сей на камне, сей при пути, сей и в тернии. Все где-нибудь да прозябнет и возрастет, и плод принесет».

СВЯТОЙ СЕРАФИМ – ИДЕАЛ ЖИЗНИ ВО ХРИСТЕ

Слово, произнесенное в Успенском соборе Саровской пустыни 13 июля, за поздней литургией

«И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 9, 35).

Эти слова, слышанные нами сегодня во святом Евангелии, развертывают пред умственным взором верующего величественную картину: многое множество народа толпится везде, где появляется Господь Иисус Христос с Его властным Словом, с Его врачующею недуги душевные и телесные силою. Не все исцеляются от Него, но все уходят от Него радостные, успокоенные, в сознании, что есть Господь милосердый, что всякий несчастный, больной, калека, никому не нужный человек не чужд ему, свой, близкий, родной…

Такая евангельская картина повторяется пред взором нашим ныне в Сарове. Какое множество людей, жаждущих слышать какое-то новое слово, жаждущих как бы нового откровения! Какое собрание всякого рода болящих, слепых, немых, хромых, калек!.. Нельзя удержаться от слез при виде их.

Что же собрало сюда это множество людей? Зачем сошлись мы сюда и с берегов Невы и Балтийского моря и из далекой Сибири, с холодного севера и теплого юга? Зачем оставили мы свои дома и семьи, зачем многие подвергли себя лишениям, трудностям пути, палящему зною? Или здесь вновь сошел Христос на землю и вновь Слово Его и Его сила благодатная влекут к Нему алчущих и жаждущих духовно?

Нет, не сошел Христос. Единожды приял Он уничижение на земле и Крестом искупил весь род человеческий. Вторично придет Он на землю, но уже судить людей и воздать каждому по делам его.

Что же собрало нас сюда? О, блаженный и дивный отче Серафиме, это ты призвал нас и соединил всех около себя! Еще несколько дней, и рукою Церкви возжжется великий светильник веры и благочестия, да светит всем на святой Руси. Еще несколько дней, и взойдет на небосклоне Церкви новая светлая звезда,-дабы быть путеводною звездою для верующих. Уже ярко блестела звезда эта, уже свет светильника виден был верующим, душа народная сердцем чуяла в старце Серафиме угодника Божия, но только теперь вера народная получает надежную опору, когда святая Церковь, «столп и утверждение истины» (1Тим. 3, 15), сказала о нем свое слово и призывает всех ублажать блаженного. О, теперь ярким пламенем вспыхнет вера народная и – веруем – изобильно польется от гроба святого старца и его цельбоносных останков благодать исцелений!

И вот, вновь пред взором нашим раскрывается «великая благочестия тайна: Бог явися во плоти, оправдася в Духе» (1Тим. 3,16). Христа Спасителя нет с нами плотию, но мы осязательно чувствуем на себе здесь присутствие Его благодати, испытываем на себе действие Его силы, в немощах человеческих совершающейся. «Он с нами до скончания века». «Христос вчера и днесь Той же, и вовеки». Таково свойство святости: она собирает в себе всю силу благодати Божией и, как солнце, бросает свои светящие и греющие лучи на все окружающее. Таков богоносный отец наш Серафим.

Как и чем достиг он святости, за что Господь вознес его на высоту предстояния у престола Своего? Когда сейчас, во время Божественной литургии, пели блаженства евангельские, и я применял к ним жизнь преподобного, то мне стало ясно, каким путем достиг он святости. Эти пути к блаженству послужили для него ступеньками, по которым взошел он на высоту.

Он ли, обнищавший ради Господа телесно, не был нищ духом? Вся жизнь его, «убогого Серафима», как сам он называл себя, была проникнута духом смирения, и чем выше поднимался он духом, тем более проникался сознанием своего недостоинства пред Богом, своего ничтожества пред людьми. И стяжал он «смирением высокая, нищетою богатая». Сих есть царствие небесное.

Вся жизнь преподобного Серафима была плачем о грехах. Вспомните только образ этого дивного старца, тысячу дней и ночей стоящего на коленях на камне и мытарски вопиющего ко Господу: «Боже, милостив буди мне грешному».

«Кротость его известна всем человекам». Чтобы не говорить много, я вспоминаю факты из жизни преподобного. Вот злодеи избили его до полусмерти; врачи телесные бесплодно лечат его; сама Пресвятая Богородица врачует его. И он не только прощает от всего сердца врагов своих, но и требует, чтобы они не были наказаны, иначе грозит – совсем уйти из обители.

Правда не вне человека, она – внутри его. Надо в себе самом найти правду, осветить ее, укрепить и всячески развить. Для сего дано христианам святое Евангелие, в котором открыта вся правда, благодать Таинств, движущая человека на пути к правде, указано на собственный подвиг, укрепляющий человека в правде. Алкать и жаждать правды, и в смысле всякой добродетели, и в смысле оправдания пред Богом – и нынешнего и вечного – значит всеусердно пользоваться в жизни всеми сими средствами. И именно как голодный святой Серафим искал правды, обнищав ради Христа, смирив себя по образу Его, затворив себя в затвор, наложив на себя обет молчания.

Милосердие святого Серафима поистине умилительно. Ограничивая себя самым необходимым, он готов был делиться своими скромными средствами со всеми, не только с людьми, но и с диким зверем.

Говорить ли о его чистоте сердца? Он, как верный страж, стоял над ним, бодрствуя ежечасно, очищая его покаянием, молитвою Иисусовой. Скажем лучше о том, что составляет награду чистых сердцем. Он воистину зрел Бога. Не токмо Царица Небесная неоднократно воочию являлась ему, но и Сам Господь Иисус Христос, во время Божественной литургии, окруженный святыми ангелами, как бы роем пчелиным, явился взору его. Тем более преподобный зрит Бога в вечной славе Его, где с ликами святых предстоит Ему, славя Бога в Троице и ходатайствуя за нас пред Ним. Тысячи исцелений, утешений, отзвуков его небесного гласа в душе народной служат тому доказательством.

Миротворцев Господь именует сынами Божиими. И вот кто действительно может быть назван сыном Божиим – это ублажаемый нами святой старец, не только сам живший в мире со всеми, но и примирявший отцов и матерей с детьми, мужей с женами, братии и сестер о Господе друг с другом.

Да, старец Серафим вполне осуществил в своей жизни заповеди Христовы. И если его не гнали за правду и он не сподобился венца мученичества, хотя и приял побои от злодеев,– то только потому, что рука не поднималась на того, кто всех встречал земным поклоном, величая словами: «радость моя», кто целовал всем руки и ноги.

Так святой Серафим возлюбил Господа, ибо «кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14, 21). Так сказал Господь, и не ложно слово Его. Господь, всею полнотою Божества Своего, обитал в нем, насколько это доступно существу человеческому. Святой Серафим, как ветка на лозе, жил во Христе. А «кто во Христе, тот новая тварь». И истинно слово Господа Иисуса Христа: «верующий в Меня, дела, которые Я творю, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Ин. 14,12).

Вот разгадка происходящих ныне в Сарове событий. Не сошел Господь плотию Своею на землю и не сойдет. Но вновь повторяется евангельская картина народного одушевления верой, картина людского горя и несчастия, собранного в одно место, ожидающего утешения, облегчения, врачевания свыше,– картина общей радости всех за каждого утешенного, ободренного, исцеленного. То делается Тем же Христом Спасителем, только чрез верного раба Своего, его молитвами и предстательством.

И хочется, страшно хочется сподобиться хотя малой доли благодати Серафимовой, хотя мало подняться на высоту его с нашими подстреленными крыльями. Как? Он жил во Христе,– этим сказано всё. И мы должны стремиться к тому же, должны прививать себя ко Христу, как садовник прививает ветку к плодоносной лозе, а для этого должны идти тем же путем, коим шел преподобный Серафим. Труден и долог путь сей, но мы не отступим от него, ибо нет другого пути ко Христу. Много и долго надо бы говорить об этом пути,– о нем учит нас святая Церковь; я ограничусь кратким наставлением святого Серафима о том, как нам быть постоянно со Христом. Я разумею наставление его о постоянном повторении в себе молитвы Иисусовой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Об этой молитве так заповедовал святой старец: «Ходя и сидя на деле, и в церкви стоя до начала богослужения, входя и исходя, сие непрестанно содержи на устах и в сердце твоем. С призыванием имени Божия найдешь ты покой, достигнешь чистоты духовной и телесной, и вселится в тебя Дух Святый».

А в заключение позвольте, дорогие братие, напомнить вам наставление святого Серафима, столь же отрадное, сколько и легкое для исполнения. «Когда меня не станет,– говорил он,-ходите ко мне на гробик. Ходите, как вам время есть. И чем чаще, тем лучше. Всё, что ни есть у вас на душе, всё, о чем ни поскорбите, что ни случилось бы с вами,– со всем придите ко мне на гробик. Да, припав к земле, как к живому, и расскажите. И услышу вас, и скорбь ваша пройдет. Как с живым, со мной говорите. И всегда для вас жив буду». Так говорил старец одной инокине дивеевской, а в лице ее и всем нам, его почитателям.

Пойдем же, братие, счастливые тем, что мы имели возможность прибыть на торжество его прославления, и расскажем у гроба его свои печали и скорби; но будем молиться ему и, по отшествии отсюда, в своих городах, селах и деревнях. «Несть Бог мертвых, но Бог живых». Жив Бог, жив святой угодник Его. Как к живому будем всегда взывать к нему: «Преподобне отче Серафиме, помогай нам»,– и он услышит нас и поможет нам. Аминь.

Просмотры (387)

Речи высокопреосвященнейшего Антония

РЕЧИ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО АНТОНИЯ, МИТР. С.-ПЕТЕРБУРГСКОГО И ЛАДОЖСКОГО В САРОВЕ, 1903 Г.

1) Речи высокопреосвященнейшего Антония, митр.С._Петербургского и Ладожского, произнесенная 17 сего июля во святых вратах Саровской обители при встрече Ихъ Императорских Величеств// Прибавления к Церковным ведомостям.- 1903. — №30 . — С.1119

2) Речи высокопреосвященнейшего Антония, произнесенная 18 июля в  Успенском соборе Саровской пустыни пред последнею панихидою со приснопамятномъ иеромонахе Серафиме// Прибавления к Церковным ведомостям. — 1903. —  №30. — с. 1119

Речи в Сарове. Церковные ведомости, 1903.pdf

Просмотры (119)

Проповеди о прп. Серафиме

Просмотры (251)

Слово на торжественной церемонии передачи Церкви честных мощей преподобного Серафима Саровского

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Слово на торжественной церемонии передачи Церкви честных мощей преподобного Серафима Саровского

11 января 1991 года

Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры!

Происходящее ныне событие, участниками и свидетелями которого мы с вами являемся, не может оставить равнодушными не только верующих церковных людей, но и многих наших соотечественников. Русской Православной Церкви возвращается великая святыня — мощи святого преподобного отца нашего Серафима Саровского.

Воистину дивны дела Господни! То, что было достоянием всего нашего народа, то, что казалось безвозвратно утраченным, то, о чем долгие, тяжелые годы сожалели тысячи православных христиан, сегодня здесь, перед нами: Серафим Саровский не только духом, но останками своими с нами. В этом мы усматриваем особый, добрый, обнадеживающий знак — знамение примирения и надежды. Преподобный Серафим, так долго и кротко учивший о стяжании Святого Духа, сегодня еще раз напоминает всем нам о христианском мирном духе. Актуальность этого призыва очевидна.

Духовно радуясь и торжествуя, мы прекрасно понимаем, что Промысл Божий действует в мире через конкретных людей, через определенные обстоятельства.

Пользуясь возможностью, я хочу сердечно поблагодарить руководство этого пока еще музея, но уже и храма за проявленную инициативу, за второе обретение святых мощей всероссийского чудотворца преподобного Серафима Саровского.

Эта передача не первая. Русской Православной Церкви уже были возвращены мощи святого благоверного великого князя Александра Невского, мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. Обретение же и передача мощей святого Серафима Саровского стало событием, о котором трудно было даже помыслить еще совсем недавно.

Вот конкретный пример добрых, достойных взаимоотношений Церкви и государства. Верующие нашей Церкви будут с благодарностью вспоминать этот радостный день, и, я уверен, хороший пример сотрудничества станет нормой нашей современной жизни.

Надеюсь, что навсегда в прошлое ушло время тяжелых испытаний для Русской Православной Церкви, время поругания, унижения и оскорбления религиозных чувств, время осквернения святынь. У народа должны быть святыни! Без них невозможно говорить о нравственности, о возрождении духовности и культуры. Без святости, без высокого идеала человек теряется в море зла и неправды.

Уверен, что начавшийся процесс восстановления утраченного и искаженного образа Божия в человеке даст свои добрые плоды, если мы с любовью и благоговением будем относиться к великому наследию наших праотцев и отцов, к уникальному опыту жизни русских святых, к их заветам и наставлениям.

Завершить это слово мне хотелось бы сердечным, молитвенным обращением к преподобному и богоносному отцу нашему Серафиму Саровскому, святые мощи которого здесь перед всеми нами, перед лицом Русской Православной Церкви: «Отче наш Серафиме! При жизни твоей ты был источником божественной любви и радости. Ныне, предстоя перед ракой с твоими святыми мощами, просим: научи нас братолюбию и радости в Духе Святом, помоги преодолеть все разногласия и нестроения, даруй мир и благоденствие Святой Церкви, Отечеству нашему в сей день и в грядущие времена».

 

Просмотры (117)

ПОСЛАНИЕ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II ОБ ОБРЕТЕНИИ МОЩЕЙ ПРП.СЕРАФИМА САРОВСКОГО

Послание архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви

7 февраля 1991 года

Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, честные пастыри, боголюбивые иноки, инокини и все верные чада Святой Русской Православной Церкви!

Среди многих печалей и испытаний, омрачающих сейчас жизнь нашу, Всемилостивый Господь даровал нам великое духовное утешение: 11 января 1991 года в городе на Неве после долгих лет сокрытия возвращены были нашей Святой Церкви честные мощи преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского, всея России чудотворца, а 7 февраля они торжественно перенесены в Москву, в Богоявленский патриарший собор.

Никогда не могли мы свыкнуться с мыслью о том, что бесценная святыня эта безвозвратно утрачена и мы навсегда лишены возможности прикоснуться к ней и иметь ее пред своими очами.

По историческим меркам Церкви, прошло совсем немного времени, чуть более 150 лет, с тех пор как преподобный Серафим завершил свой земной подвиг. И только в 1903 году Саровский подвижник был всенародно прославлен. Чутко и быстро народное сердце угадало в этом старце самые дорогие и сокровенные черты Православия. В церковном сознании он навсегда стал в один ряд с другим печальником и молитвенником земли Русской — Преподобным Сергием Радонежским. Поэтому даже когда, казалось, бесследно исчезли мощи преподобного Серафима, а проповедь о его жизни и подвигах стала небезопасна, любовь русского народа к нему продолжала возрастать и углубляться. И в иных странах представление о русском православном монашестве неразрывно связывается с именем Саровского чудотворца.

В эти святые дни вспомним еще раз, чем так дорог нам преподобный Серафим.

Преподобный Серафим дивен своим великим молитвенным подвигом. В его лике, в его наставлениях, в его житии воплощена такая духовная целостность, такая чистота и такое духовное здоровье, что поистине он сравним со светильником, что стоит пред Богом, устремляясь к Нему своим горением и в то же время ярко светя миру.

Преподобный Серафим напомнил нам о великом счастье служить Христу в Его Святой Церкви — счастье, которого мы сами себя так часто лишаем, совершая грехи и противясь церковным наставлениям и церковному многовековому опыту.

Преподобный Серафим вновь подтвердил нам великую истину учения Церкви о том, что единственная подлинная радость — это радость освящения во Христе и что губительный грех не желать такого освящения.

Будем же идти за Христом тем путем, о котором неустанно напоминал нам преподобный Серафим. Примем любовно все церковные установления, которые направлены на духовное устроение человеческой души, которые учат нас доверяться Богу и отдаваться Его святой воле даже тогда, когда она расходится с нашими человеческими желаниями.

И так важно нам сегодня, во времена обмирщения жизни и мысли, обратиться к духовному опыту преподобного и помнить, что главное призвание христианина — в стяжании благодати Святого Духа и мира Христова.

В преподобном Серафиме нам явлена истинность слов Христа о том, что Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Но входит это Царство в нас лишь крестной дорогой. Мы сами должны очистить в себе место для горней радости. Не будем забывать, что серафимовская духовная радость явилась плодом многолетнего тяжелого подвига. И серафимовский мирный дух, и его радость о Воскресении Христа Спасителя были приобретены через сораспинание Господу, через перенесение многих испытаний и скорбей.

Но будем помнить и другое: у преподобного Серафима был свой, особый духовный путь. И подражать ему надо не во внешних формах подвига, а через поиск внутренне схожего устроения духа.

Подлинное следование преподобному Серафиму возможно для нас только в том случае, если мы в нашей собственной жизни увидим свой особый крест, возложенный на нас Господом, и станем искренне, целомудренно и честно исполнять свой христианский и человеческий долг. Не будем устрашаться выпадающими на нашу долю испытаниями. Если мы научимся во всех обстоятельствах жизни не роптать на Господа за то, что Он посещает нас не только благами, но и скорбями, значит, мы уже недалеки от причастия серафимовской радости, мудрости и цельности.

Не будем отчаиваться в нашей духовной брани — ведь у нас есть наш Господь, Спаситель, Промышляющий о нас, и есть наш дивный молитвенник, великий Серафим, подвижник и предстатель наш.

Вступая на спасительное поприще Великого поста, будем перед своими духовными очами иметь образ преподобного Серафима Саровского и назидаться его наставлениями о стяжании благодати Святого Духа, мира и радости о Господе.

В церковном предании имя Саровского чудотворца и судьба его мощей тесно связываются с судьбами всей России. И потому с еще большей верой, горячей молитвой припадем ко вновь обретенным мощам преподобного с мольбой: «Преподобне отче Серафиме, укрепи нас во всех испытаниях! Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!»

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Просмотры (109)

ПОСЛАНИЕ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II К 100-ЛЕТИЮ ПРОСЛАВЛЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО CЕРАФИМА CАРОВСКОГО

Досточтимые собратья архипастыри,
дорогие отцы, боголюбивые иноки и инокини,
возлюбленные во Христе братия и сестры!

Ныне Русская Православная Церковь празднует 100-летний юбилей прославления в лике святых преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского, явившего России и миру полноту жизни в Духе Святом, образ терпения, смирения, деятельной любви и радости о Христе Воскресшем.

Народное почитание преподобного Серафима не прекращалось с самого времени его блаженного преставления, ибо, по слову Евангелия, «не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5. 14). Изображения саровского старца благоговейно хранились во многих домах. Ни на миг не оскудевала его благодатная помощь людям самых разных сословий. На саровской земле, освященной подвигом святого подвижника и ставшей местом паломничества, совершалось множество чудес.

Прославление преподобного Серафима проистекало из самых глубин народного сознания. Многие десятки тысяч паломников собрались в Саров на молитву в дни, когда совершилось обретение честных мощей старца и он был причтен к лику святых. Преподобный Серафим собрал у своей раки всю Россию — от мала до велика, от простых крестьян до Императорской семьи, ревностно его почитавшей.

Молитвенное горение святого подвижника воспламеняло души людей. Совершенная любовь, которую преподобный являл при жизни и после кончины, освящала человеческие сердца. Несокрушимая твердость, с которой саровский старец противостоял греху и неправде, укрепляла дух народа. Поучая и наставляя, предостерегая и обличая, преподобный напутствовал Россию перед бедами, которые ему Духом Божиим дано было предвидеть.

Эти беды стали страшной реальностью в XX веке, начавшемся прославлением саровского подвижника и продолжившемся скорбью — скорбью столь великой, что подобной ей, по пророческим словам угодника Божия, «от начала мира не было». Россия оказалась ввергнута в хаос революции и гражданской войны. Разгорелся страшный пожар богобоческой смуты. Была злодейски расстреляна семья Императора Николая Александровича, по повелению которого совершилось прославление преподобного Серафима. По всему лицу земли нашей были преданы на узы и смерть священнослужители, иноки и миряне, разрушены и осквернены монастыри и храмы. Священномученику митрополиту Серафиму (Чичагову), собирателю преданий и свидетельств о жизни преподобного, также было суждено испить чашу страданий за Христа, которую он принял с мужеством и кротостью.

Печальную участь многих поруганных святынь разделили храм преподобного Серафима в Сарове, основанный им Дивеевский монастырь и сами мощи святого, в течение десятилетий сокрытые от людских глаз в безвестности. Но все эти годы Церковь жила надеждой на то, что вера православная возродится, дабы просвещать светом Христовой истины многие и многие человеческие сердца. Знамением этого возрождения стало второе обретение честных мощей преподобного в 1991 году, привлекшее десятки тысяч паломников, которые нескончаемым потоком притекли ко вновь обретенной святыне.

Сегодня, по прошествии ста лет со дня прославления саровского подвижника, мы видим, как проявляются судьбы Божии в истории нашего Отечества. Ныне исполняется пророчество преподобного: «Среди лета запоют Пасху». Он вновь обращается к каждому из нас словами своего обычного приветствия: «Радость моя! Христос Воскресе!», призывая наш народ возвратиться к жизни по евангельским заповедям, жизни, исполненной благодати Святого Духа и пасхальной радости.

«Радость моя! Стяжи себе мирный дух, и тысячи вокруг тебя спасутся»… В этих словах — духовное завещание преподобного Серафима всем чадам его земного Отечества, которые призваны воссоздать Святую Русь, некогда поверженную греховным ослеплением. Взирая на пути России в минувшем столетии, мы должны помнить, что именно состояние человеческих душ призывает на народ благословение или проклятие, процветание или нестроения, мир или брань, радость или скорбь.

Сегодня Господь по молитвам Своего угодника являет нам зримое чудо духовного возрождения. Вновь входя под своды восстановленного храма на месте келлии преподобного, Церковь верует, что ныне воссоздается преемство русского духа, преемство нашей истории, трагически преломленной в ХХ веке.

Как и сто лет назад, память преподобного собирает воедино архипастырей, пастырей, мирян, государственных руководителей. Обновляется традиция совместного служения Церкви и государства благу Отчизны и ее народа. Мы вместе возвращаемся на наш исконный путь, прерванный революционной смутой, — на тот путь, которым шли Император Николай Александрович, церковные иерархи и простые люди в начале прошлого века, когда они впервые пропели в Сарове величание преподобному Серафиму.

Пусть утвердится на этом пути Отечество наше и наш народ. Пусть никогда больше не омрачится земля Российская тьмой богоборчества, вражды и распрей.

Преподобне отче наш Серафиме, моли Бога о нас!

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
29 июля 2003 г.

pravoslavie.ru

Просмотры (78)

Видео

Святые жены Дивеевские

Просмотры (146)

Видео

Дивеевские новомученицы

Просмотры (95)

Митрополит Нижегородской и Арзамасский Георгий поздравил настоятельницу Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря с 75-летием

Досточтимая матушка игумения!
Сердечно поздравляю Вас с юбилеем со дня рождения!С детства благочестивые родители Георгий и Екатерина, (ныне приснопоминаемые схимонах Георгий и схимонахиня Екатерина), воспитывали Вас в православной вере и благочестии. Получили опыт духовной жизни при лавре преподобного Сергия в Сергиевом Посаде, у духовника – старца Серафима (Шинкарева). В отведенное время сподобились принять постриг в Рижском Троице-Сергиевом монастыре. Промыслом Божиим, водительством Царицы Небесной прибыли в Дивеевскую обитель к преподобному Серафиму. На протяжении тридцати лет несете ответственное послушание настоятельницы Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. Неустанными трудами сестер, молитвенным предстательством святого старца и покровительством Пресвятой Богородицы монастырь восстанавливается, приумножается его благолепие.Сегодня монастырская жизнь активно развивается. В соработничестве со многими мирянами расширяется и благоустраивается территория, украшается Благовещенский собор, возводимый по заповеди святого старца, строятся новые гостиницы и просветительские центры для паломников. За три десятка лет восстановлены храмы, возрождены скиты и подворья, создана и успешно работает монастырская школа.

Своими трудами на благо обители Вы ревностно, с усердием и покорностью Воле Божией свидетельствуете всем окружающим, как надо нести послушание служки Царицы Небесной и батюшки Серафима. Желаю доброго здравия, телесных и душевных сил, даров благодати Святого Духа на многая и благая лета!

С любовью о Господе,

митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий

nne.ru

Просмотры (69)