О МУРОМСКОЙ ИКОНЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО

Материал взят из доклада Я.Э. Зелениной, сделанного  на  VI-х  Уваровских чтениях 2017 г.

О МУРОМСКОЙ ИКОНЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО

 На клиросе Благовещенского мужского монастыря Мурома находится икона преподобного Серафима Саровского с примечательной надписью по нижнему краю изображения, заключенного в овал: «Точная копiясъ портрета Препод. Серафима, который написан был при жизни Преп. художник. Серебряковымъ. копиров. М. Сер.» .  Имеется в виду известный по жизнеописаниям святого натурный портрет, написанный около 1828 г. живописцем арзамасской художественной школы Осипом (Иосифом) Семеновичем Серебряковым, впоследствии насельником Саровской пустыни. Подлинник, еще хранившийся в начале XX в. в игуменских покоях Сарова, теперь утрачен, но известны его фотография 1903 г., многочисленные списки 1830-х гг. — начала XX столетия, воспроизведение на репродукции в житии преподобного Серафима 1904 г. Л. И. Денисова.Существовали и работы сестер дивеевской живописной мастерской, близко повторяющие прижизненный оригинал – например, икона-портрет преподобного начала XX в. (с добавлением тонкого контура нимба и «иконной» надписи), которая находится теперь в киоте перед солеей Троицкого собора обители.

В чем особенности изображений «серебряковского» извода, ориентированных на прижизненный портрет? По описанию, помещенному в саровском житии преподобного Серафима 1863 г.: «О. Серафим изображен в мантии, епитрахили и поручах, как он приступал к причастию Св. Тайн. По этому портрету видно, что лета и иноческие подвиги имели влияние на внешний вид старца. Здесь лицо представлено бледным, удрученным от трудов; волосы и на голове, и на бороде густые, но не длинные и все седые. Правая рука положена на епитрахили у груди».2 Подобные описания содержатся и в других житиях святого. Последнее свидетельство о первоначальном портрете встречается в воспоминаниях дивеевской монахини Серафимы (Булгаковой), проходившей в обители в начале XX в. живописное послушание. Она отметила, что фигура святого была помещена «на сером фоне, в овале», и указала, что после изъятия мощей преподобного Серафима образ находился в Дивееве в келье блаженной Марии Ивановны.3 На всех повторениях серебряковского портрета преподобный Серафим представлен вполоборота влево, в мантии и белой епитрахили с каймой и крестом определенного рисунка, его правая рука в поручах прижата к груди, поясное изображение заключено в овал с перспективной рамкой.

До недавнего времени создателем муромского образа считался если не сам автор первого портрета, то его сын или родственник, носящий такую же фамилию — именно так предлагалось расшифровать завершающие надпись инициалы «М. Сер. [Серебряков?]».4 Однако возможен и другой вариант прочтения сокращенной подписи копииста, тем более что Осип Семенович скончался в 1862 г. в возрасте восьмидесяти лет. Муромская же икона, без сомнения, создана уже после прославления преподобного Серафима в 1903 г.: несмотря на то, что она является «точной копией» прижизненного портрета, нимб и поля полностью покрыты золотом, техника исполнения – чисто иконописная, на залевкашенной доске. Стилистические и технологические особенности иконы – толстый слой левкаса с гравированным орнаментом, золочение на полимент, масляная живопись по золоту, характер письма личного, палеография надписи и др. – полностью соответствуют большому числу произведений дивеевских писем, вышедших из живописной мастерской обители. Подпись «М. Сер.» в таком случае – это монахиня Серафима (Петракова), возглавлявшая эту мастерскую.

Ольга Захаровна Петракова, девица из крестьян Нижегородской губернии, поступила в монастырь в 1863 г., пострижена в монашество 11 июля 1892 г. Проходила послушание старшей сестрой в живописной мастерской. В клировых ведомостях отмечено, что «ею расписан собор». Была награждена грамотой от Святейшего Синода и золотым наперсным крестом от Его Императорского Величества, когда во время Саровских торжеств Царская семья посетила дивеевскую художественную мастерскую, причем, императрица сказала ей: «Очень хорошо вы работаете; Нам у вас все очень понравилось».5 Не менее высокую оценку ее искусству дал автор «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» святитель Серафим (Чичагов), который сам был талантливым иконописцем: «По молитвам о. Серафима, Господь послал в Дивеевскую обитель несколько сестер, одаренных талантом живописи, между которыми в особенности отличалась и поныне стоит во главе живописного послушания мать Серафима. Ее кисть чрезвычайно нежна, дает настоящий свет и выражение ликам святых праведников и может быть всегда отличена от встречаемых других живописных икон».6

Стиль живописи монахини Серафимы, очевидно, стал определяющим и для других сестер-художниц, работавших в обители. К сожалению, сохранилось очень мало произведений, авторство которых можно без оговорок приписать старшей сестре мастерской. К ним относятся, собственно, только три образа: выполненная с необыкновенным мастерством икона «Явление Божией Матери преподобному Серафиму в день Благовещения»  (церковь Рождества Богородицы Серафимо-Дивеевского монастыря), поднесенная монахиней Серафимой от «своих трудов писания» игумении Марии в 1901 г., в день ее пятидесятилетия служения в должности начальницы (творческое повторение одной из композиций, описанных протоиереем Стефаном Ляшевским);7  известный только по черно-белой репродукции поясной образ преподобного Серафима из посвященной ему нижней церкви Феодорова государева собора в Царском Селе;8  икона Спаса Нерукотворного 1912 г. (церковь Рождества Христова Серафимо-Дивеевского монастыря) с карандашной скорописью на обороте: «Ея Выс. Преподобию Игуменiи Александре Писала М. Серафима въ день Аньгела 1912 г. 23 Ап» (23 апреля старого стиля – память мученицы царицы Александры). Однако теперь группа ее подписных произведений пополнилась еще одним выдающимся памятником – образом преподобного Серафима, сохраненного, очевидно, дивеевскими сестрами, жившими в Муроме после закрытия обители в 1927 г. В Благовещенском монастыре находится также икона «Спас Нерукотворный, с двумя Ангелами» конца XIX в., по типу лика близкая Нерукотворенному образу письма монахини Серафимы (Петраковой), а по живописному исполнению, скорее всего, тоже вышедшая из дивеевской мастерской.

Могла ли руководительница монастырской мастерской «подписать» свою икону и к тому же на лицевой стороне? В других случаях речь шла о приносимых в дар памятниках, надпись на обороте которых поэтому была вполне уместна. В муромском произведении поставлены практически инициалы автора, расшифровать которые мог только человек, близкий к внутренней жизни обители. Более вероятно, что надпись была сделана сестрами, проходившими послушание под началом Серафимы, любившими свою начальницу и высоко ценившими ее творчество. В Серафимо-Дивеевском монастыре хранится Казанская икона Божией Матери, подаренная, как гласит надпись возле нижнего края на лицевой стороне, «дорогой матушке Серафиме в день пострижения [в мантию] 11го июля 1892 года от искренней любви и усердия сестер живописного послушания». На появление подобных «лицевых» текстов, несомненно, повлияло широкое распространение списков Серафимо-Понетаевской иконы Богоматери Знамение, прославившейся чудесами в 1885 г., — по кругу центрального изображения неизменно писался «адрес» святыни и «визитная карточка» живописной мастерской Понетаевки. Значит, дивеевские сестры тоже использовали этот прием – особенно там, где надо было «сохранить» важную информацию. Можно предположить, что муромская икона в свое время являлась произведением-образцом, который использовали дивеевские художницы для работы над иконами преподобного Серафима, не имевшие возможности постоянно видеть первый прижизненный портрет. Этот список – своего рода «соавторство» двух выдающихся художников, работавших в разное время, Иосифа Семеновича Серебрякова и монахини Серафимы (Петраковой).

1 Денисов Л. И. Житие преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. – М., 2003. – С. 6, 18.

2 [Елагин Н. В.] Житие старца Серафима, Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника: С приложением его наставлений и келейного молитвенного правила. – М., 2003. – С. 247.

3 Серафимо-Дивеевские предания / Сост. А. Н. Стрижев. – М., 2001. – С. 92.

4 Чугреева Н. Н. Иконы преподобного Серафима Саровского в собрании Музея имени Андрея Рублева // Материалы второй и третьей научно-практических конференций по проблемам истории, культуры и воспитания (август 1998, февраль 1999). – Саров, 1999. – Вып. 2. – С. 86.

5 ГАНО. – Ф. 570. – Оп. 2. – Ед. хр. 173; Денисов Л. И. Указ. соч. – С. 679.

6 Серафим (Чичагов), архим. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. – М., 2002. – С. 726.

7 Ляшевский Стафан, прот. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря: Часть вторая. 1903-1927 гг. – Дивеево, б. г. – С. 87-88.

8 Чугреева Н. Н. О почитании преподобного Серафима Саровского семьей святого Царя-страстотерпца Николая II // Светильник. Религиозное искусство в прошлом и настоящем. – 2003. — № 1 (2). – С. 104-105.

old.museum-murom.ru

Просмотры (271)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *