Святой праведный Иоанн. Кронштадтский о поминовении усопших.
Как мы поддерживаем связь с миром духовным, с Церковью небесною? Посредством призывания их в молитвах, посредством празднеств в честь их и служб церковных: ибо Церковь едина, под единою Главою – Христом. Как поддерживаем связь с усопшими? Посредством молитв за них, особенно соединенных с приношением бескровной жертвы. Как поддерживаем связь с живыми христианами и всеми людьми? Опять посредством молитв за всех их в храме Божием и даже дома. Так мы поддерживаем связь с коленами небесным, земным и преисподним. Велика вера христианская!
***
Какая тесная связь Церкви небесной и земной, какая любовь у Церкви! Смотрите: она непрестанно воспоминает, призывает в молитвах и прославляет за подвиги на земле, ради Бога подъятые – Церковь небесную; молится непрестанно за Церковь земную и ходатайствует за умерших в надежде воскресения, жизни вечной и общения с Богом и со святыми. Необъятная любовь, величественная, божественная любовь! Будем входить в дух этой любви матерней – Церкви нашей Православной и будем проникаться духом этой любви. Будем считать всех ближних членами своими, себя и их членами одного тела Церкви и деятельно любить их, как себя, – тогда мы сами будем живыми членами Церкви небесной и она будет деятельною и скоропослушною нашею помощницею и молитвенницею о душах наших.
***
Некоторые говорят: к чему поминовение имен усопших или живых при молитве за них? Бог, как всеведущий, и сам знает эти имена, знает и нужды каждого. Но так говорящие забывают или не знают важности молитвы, не знают, как важно от сердца сказанное слово, – забывают, что правосудие Божие и милость Божия преклоняются нашею сердечною молитвою, которую Господь, по благости Своей, вменяет как бы самим умершим или живым в заслугу, как членам единого тела Церкви. – Такие не знают, что и Церковь первородных, на небесех написанных [Евр. 12, 23], по любви своей постоянно молится за нас Богу, – и именно упоминает пред Богом особенно о именах тех людей, которые молятся им, – равное за равное. Мы поминали их, они – нас. А кто не поминает по любви своей ближних своих в молитве, тот сам не будет помянут и сам не удостоится поминовения. – Много значит на молитве одно слово веры и любви. Много может молитва праведного [Иак. 5, 16].
***
Молись Господу об упокоении усопших праотцев, отец и братий своих ежедневно утром и вечером, да живет в тебе память смертная и да не угаснет в тебе надежда на будущую жизнь после смерти, да смиряется ежедневно дух твой мыслью о скоропреходящем житии твоем.
***
Когда будешь молиться об упокоении души усопшего, принудь себя помолиться о нем от всей души, памятуя, что это существенный долг твой, а не одного священника и клирика. Вообрази, как необходим усопшему покой и как он нуждается в молитве за него живых, будучи членом единого тела Церкви, как бесы оспаривают у Ангелов душу его и как она трепещет, не зная, какая участь постигнет ее навеки. Много значит перед Владыкой молитва веры и любви за усопшего. Вообрази еще, как необходим для тебя покой, когда тебя свяжут пленицы грехопадений, и как ты тогда усердно молишься, с какой искренностью, жаром, силою молишься Господу и Пречистой Богородице и как радуешься и торжествуешь, когда после усердной молитвы получишь избавление от грехов и покой душевный. Приложи это и к душе усопшего: и его душа так же нуждается в молитве, теперь уже твоей, потому что сама не может молиться плодотворно; и его душа нуждается в покое, который ты можешь испросить для него теплою молитвою, с благотворением в пользу души его, и особенно приношением за него бескровной жертвы.
***
Человек умерший есть существо живое: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20:38). Душа его невидимо витает у тела и в местах, где любила пребывать. Ежели она умерла во грехах, то не может помочь себе избавиться от уз их и крепко нуждается в молитвах живых людей, особенно Церкви – святейшей Невесты Христовой. Итак, будем молиться за умерших искренно.
Это великое благодеяние им, больше, чем благодеяние живым.
***
О усопших молись так, как будто бы твоя душа находилась в аду, в пламени, и ты сам мучился; чувствуй их муки своим сердцем и пламенно-пламенно молись об упокоении их в месте светлом и злачном, в месте прохлаждения.
______________________________________________________
Сщмч. Философ Орнантский.
О поминовении усопших.
Слово, произнесенное в среду, 16 июля, за литургией в Успенском соборе Саровской пустыни
______________________________________________________
Начинается… Начинается великое торжество открытия святых мощей и прославления новоявленного угодника Божия святого Серафима. Уже второй день, как находится на пути в Сэров Сам Царь Русской Земли с Государынями Императрицами,а на Руси искони повелось, что где Царь, там и народ своими взорами, своим сердцем. На Сэров ныне обращены взоры всей России, и Саровское торжество приобретает значение церковно-народного всероссийского торжества. Счастливы мы, братие, участники сего торжества! Будем же не внешне только соприсутствовать на нем,– будем всем сердцем, верою и любовию переживать его, дабы и нам сподобиться благодати Божией!
Вот начинается святой праздник, но начинается молитвою об упокоении почивших, о прощении грехов их, возглашением вечной памяти. И не только о старце Серафиме будет молиться ныне святая Церковь32, она будет поминать и всех тех лиц, кои имели при жизни преподобного то или другое отношение к нему. Удивительно свойство святости: она не только привлекательна сама по себе, лучезарна, благоуханна, всесильна благодатью Божиею,– она светит всем и греет, она утешает одних, врачует других и всё и всех освящает вкруг себя. Священно то время, когда жил и подвизался святой, благословенно то царствование, которое украшал он своею жизнью, вовеки памятны те лица, кои породили святое чадо Церкви телесно или духовно, кои были начинателями, сотрудниками или продолжателями святого дела его. Вот почему и ныне святая Церковь поминает в Бозе почивающих благочестивейших государей и государынь его времени и позднейших, епископов, рукополагавших его в сан иеродиакона и иеромонаха, и всех почивающих архипастырей тамбовских, родителей преподобного – Исидора и Агафию, а также и всех почивающих игуменов и строителей Саровских, при коих подвизался преподобный.
Но что значит поминовение церковное, чем вызывается оно и какую пользу имеет для поминающих и поминаемых? Поминовение пред Богом живых и усопших братии наших есть свидетельство любви нашей к ближним. Сами бессильные помочь ближним, мы просим Всемогущего Господэ даровать им здравие, мир, прощение грехов, благэ временные и вечные, а так как любовь никогда не прекращается, даже и после смерти наших ближних, то мы молимся и за умерших, испрашивая им прощение грехов, мир и покой за гробом, вечное блаженство в обителях Отца Небесного. Обычай поминать умерших восходит к ветхозаветной древности, в новозаветной церкви он в особенности соединяется с принесением бескровной жертвы Тела и Крови Господних. «Превеликая будет польза душам, о коих моление возносится, когда святая предлежит и страшная жертва»,– говорит святой Кирилл Иерусалимский. Тогда души умерших по вере и молитвам приносящих бескровную жертву усвояют себе силу этой бесценной жертвы, сподобляются милости Божией, получают «мир, ослабление и свободу» от загробных мытарств и вечного осуждения.
Сам преподобный Серафим оставил трогательные уроки любви к ближним чрез молитвенное поминовение их, сам постоянно поминал тех, кои просили его молитв, и просил молитв о себе самом. Когда за четыре месяца до его кончины его посетил один архипастырь, то старец поднес архиерею в подарок четки, пук восковых свеч, обернутых в холстину, и бутылку деревянного масла, затем отдельно он принес ему бутылку красного церковного вина. Все это означало, что старец просит по смерти своей поминать его…
В особенности усердны были молитвы отца Серафима за всех христиан, усопших и живых, в конце его жизни, когда он достиг великого дерзновения пред Богом и небо стало для него родною стихией. В келлии отца Серафима горело много лампад, и особенно много пуков восковых свеч большого и малого размера. Они были поставлены на круглых подносах, и от постоянного их горения в тесной келлии была постоянна жара. Отец Серафим сам объяснил значение этих свеч. «Я имею,– говорил он,– многих особ, усердствующих ко мне и благотворящих моим сиротам (Дивееву). Они приносят мне елей и свечи и просят помолиться за них. Вот, когда я читаю «правило» свое, то и поминаю сначала их единожды. А так как, по множеству имен, я не смогу повторять их на каждом месте «правила», где следует, тогда и времени не достало бы на совершение моего «правила», то я и ставлю эти свечи за них в жертву Богу, за каждого по одной свече; за иных – за несколько человек одну большую свечу, за иных же постоянно теплю лампады, и где следует на «правиле» поминать их, говорю: «Господи, помяни всех тех людей, рабов Твоих, за их же души возжег Тебе аз, убогий, сии свещи и кандила». А что это не моя, убогого Серафима, человеческая выдумка, или, так простое мое усердие, ни на чем не основанное,– то я приведу вам в подкрепление слова Божественного Писания. В Библии говорится, что Моисей слышал глас Господа, глаголавшего к нему: Моисее, Моисее, рцы брату твоему Аарону, да возжигает предо Мною кандилы во дни и в нощи. Сия бо угодна есть предо Мною, и жертва благоприятна Ми есть».
А вот как святой Серафим рассказывал о плодах молитвы за умерших. «Умерли две монахини, бывшие обе игуменьями. Господь открыл мне, как души их были ведены по воздушным мытарствам, что на мытарствах они были истязуемы, потом были осуждены. Трое суток молился я о них, убогий, прося о них Божию Матерь. Господь, по Своей благости, молитвами Богородицы помиловал их: они прошли все воздушные мытарства и получили от Бога прощение».
Так, братие, святой Серафим и словом и примером завещал нам молиться за усопших. Исполним же лежащий на нас долг и будем горячо молиться Богу о самом блаженном старце и о всех тех отцах и братиях, которые близки нам ныне по связи с памятью святого Серафима.
Но, может быть, вы недоумеваете, зачем молиться за святого? Зачем просить о прощении грехов того, кто предстоит уже престолу Божию и ходатайствует за нас пред Богом? Это недоумение разрешается сознанием, основанным на слове Божием, «что несть человек, иже поживет и не согрешит, аще и един день будет жития его на земли»,– с другой стороны, что «обители в дому Отца Небесного многи суть». Тогда праведницы просветятся яко солнце во царствии Отца Небеснаго, и уже не зерцалом в гадании увидят Его, но лицом к лицу. Вот мы и будем молиться о святом Серафиме, чтобы Господь снял с него, так сказать, всякую пылинку греха, просветил лицо его как солнце, сподобил его лицезрения Божия и, поставив его на ближайших ступенях престола Своего, исполнил его великого и мощного дерзновения в ходатайствах за всех нас, за Царя православного, за святую Русь.
Говорят – «сердце сердцу весть подает». Истинно верующие убеждены, что тайная молитва за врага может утолить вражду его, что усердная молитва за разъединенных между собою близких может соединить их вновь. Есть сила молитвы, таинственно проникающая в сердца людей и располагающая их к сочувствию, состраданию, любви. Можем ли мы не верить, что молитва наша за святого Серафима дойдет до его сердца и вызовет к нам его сострадание? Больше того, мы убеждены, что она введет нас в общение с ним, раскроет для нас его сердце и мы, молитвенники за него, сами приобретем в нем теплого молитвенника за нас пред Богом.
Будем же молиться, братие, да убелит Господь отца нашего Серафима яко снег, да просветит лицо его яко солнце, да видим будет ему Господь лицом к лицу, да с дерзновением возносит он к престолу Божию молитвы наши рукою Ангела.
Просмотры (50)