Обретенная святыня

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 27. 02/07/2003

В АВГУСТЕ Русская православная церковь готовится отметить 100-летие канонизации преподобного Серафима Саровского. Старец Серафим, еще при жизни прославившийся молитвенным подвигом и живой любовью к людям, стал одним из наиболее почитаемых на Руси святых. Нынешний год является юбилейным и для московского Свято-Данилова монастыря, празднующего 700-летие преставления святого благоверного князя Даниила Московского и 350-летие его канонизации, а также 20-летие восстановления монастыря (он был закрыт в 1930 году, а в 1980-х годах реставрирован). Князь Даниил — сын великого князя Александра Невского — явился основателем Московского княжества и считается небесным покровителем Москвы. Он же создал и первый в Москве монастырь — Даниловский.

УДИВИТЕЛЬНО совпало, что именно в Свято-Даниловом монастыре явился уникальный образ Серафима Саровского. Как рассказывает наместник монастыря архимандрит Алексий, в 1993 году в обитель пришли молодые мужчина и женщина, которые принесли богослужебные книги и другие предметы церковной утвари, оставшиеся от их скончавшегося родственника некоего иеромонаха Владимира. Поскольку эти люди нуждались, часть вещей монастырь продал для них через свою лавку, а часть купил для себя. В благодарность, придя в следующий раз, они бесплатно передали монастырю икону преподобного Серафима. Уже до этого здесь хранились такие реликвии, связанные со святым, как его четки, часть его мантии и молельного камня, две иконы с мощевиками. В 1988 году в Свято-Даниловом монастыре был освящен первый в России после эпохи гонений на церковь храм в честь Серафима Саровского. И вот теперь был обретен этот образ.

Икона необычна по исполнению — написана маслом на холсте. Лицо аскета выглядит немного суровым, что, однако, является лишь внешним отражением глубокой внутренней сосредоточенности. Ведь исполненный величайшей духовности и молитвенной силы облик лучится видимым светом доброты. Поразительной глубины и силы взгляд святого. Кажется, он пронизывает тебя до самых потаенных уголков души. При этом в целом достигнута такая выразительность изображения, что невозможно с уверенностью сказать, чьей рукой выполнено это произведение: академического портретиста или искусного иконописца. Более того, ряд исследовавших икону российских специалистов-искусствоведов высказывает предположение, что данный образ вполне может быть прижизненным изображением старца Серафима.

Будущий святой родился в 1759 году в городе Курске в купеческой семье. Родители при крещении дали младенцу имя Прохор. Из своего монашеского пути длиною в 55 лет пятнадцать лет Серафим прожил в одиночестве в лесном скиту, еще пять лет жил в затворе, закрывшись от всех в своей келье, в полном отсутствии словесного общения с кем-либо, кроме Бога. В последние годы жизни, когда старец позволил себе принимать людей, к нему в Саровский монастырь приходили тысячи страждущих. Всем им хотелось получить не только совет, напутственное слово батюшки Серафима, но и его изображение. Однако старец упорно отказывался позировать художникам, считая написание своего портрета проявлением тщеславия, которое, по его мнению, было настоящим грехом. Уговаривали его много лет буквально со слезами на глазах монахини Дивеевской и Понетаевской обителей, братия Саровского монастыря, многочисленные паломники. Наконец Серафим согласился. Приблизительно в 1815 году художник Дмитрий Евстафьев написал с натуры портрет старца, которому в то время было более 55 лет. Описание этого портрета имеется в ряде изданий второй половины XIX века и очень напоминает образ, принесенный в Даниловский монастырь.

О судьбе портрета, написанного Евстафьевым, известно немного. Долгие годы он хранился в доме настоятеля Саровского монастыря, но в конце XIX века след его теряется. Есть версия, что в это время портрет был подарен царской семье и хранился в одном из дворцов. Причем в семье Александра II оказался он не случайно. В 1860 году смертельно заболела дочь императора — великая княжна Мария Александровна. Лечение не принесло успеха. Тогда монахинями Понетаевской обители была доставлена во дворец святыня, оставшаяся от Серафима, — его полумантия, которую старец носил все время. Произошло чудо. Укрытая этим плащом, цесаревна быстро выздоровела. К 300-летию Дома Романовых в Царском Селе был выстроен Феодоровский Государев собор с пещерным храмом Серафима Саровского. Портрет-икона, говорят, хранилась там до революции. И Николай II часто молился в пещерном храме перед этим образом преподобного Серафима. В годы революции, с целью сохранения, икона была вынесена из храма и при этом вырезана из рамы. Далее о ней нет никаких сведений.

И снова совпадение! При исследовании обретенного Даниловским монастырем портрета-иконы обнаружилась структура кромки холста, свидетельствующая о том, что его могли вырезать из рамы. Подрамник тоже оказался не первоначальным, а более поздним. Дальнейшая экспертиза показала, что золотой нимб над головой святого и надписи внизу приписаны к изображению значительно позже. В атрибуции иконы принимали участие специалисты таких авторитетных учреждений, как Государственный музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева, Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. Академика И. Грабаря, Государственный Исторический музей, различные экспертные комиссии. Выводы не противоречат друг другу. Правда, утверждать со стопроцентной уверенностью, что это портрет кисти Евстафьева, невозможно. Но Евстафьев это или чуть более поздняя копия — не столь важно. Важно, что это действительно прижизненное изображение Серафима Саровского. И мы сегодня можем видеть его таким, каким видели его современники. Наряду с художественной и исторической ценностью эта икона обладает и огромной ценностью духовной. Верующие, молившиеся перед этим образом, рассказывают о полученном ими утешении и об исходящей от него неземной благодати.

Сейчас отреставрированный образ находится в Свято-Троицком соборе Данилова монастыря, и верующие могут прийти к нему в часы работы храма. Постоянным же местом нахождения иконы, по благословению наместника, стал скит преподобного Сергия Радонежского в селе Михеи Сапожковского района Рязанской области. Несет послушание на этом монастырском подворье в составе немногочисленной братии и иеромонах Михей, которому вместе с нынешним ризничим монастыря иеромонахом Зосимой посчастливилось первоначально принять этот образ из рук тех самых родственников почившего монаха. Особой заботой отца Михея является знаменитая монастырская пасека. Замечательный по своим вкусовым и целебным свойствам мед с этой пасеки, продаваемый под маркой «Медовый спас», паломники могут приобрести в скиту или в Москве, в Свято-Даниловом монастыре.

Просмотры (189)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *