Изображение с портрета Крупениковых (Казань)

К самым первым копиям относится портрет Серафима Саровского 1831 г. , находящийся в Казани в семье Крупенниковых. Старец Серафим изображается в темной мантии, с непокрытой головой и сложенными крестообразно руками на груди. Портреты отличны от портретов Д. Евстафьева и С. Серебрякова отсутствием епитрахили. Старец изображен в более зрелом возрасте, за год или два до кончины.

Преподобный Серафим Саровский. Около 1904 г. Казань (?). Частное собрание. Москва

Серафим Саровский . Портрет. Вторая половина XIX века. Неизвестный художник. ЦАК МДА.

Из истории портрета.

В №31 «Церк.Ведом.» сообщалось о двух сохранившихся портретах преподобного  Серафима, из которых один находится у Курского гражданина А.Н. Миленина, другой — у преподавателя Воронежского реального училища г. В. Смирнова.

В «Известиях по Казанской епархии» появилась заметка еще об одном портрете преподобного Серафима, — портрете замечательном, во первых, точной датой написания, во вторых — некоторым отличием от других портретов и икон. На обороте его значится следующая надпись: «Сей портрет Саровской пустыни иеромонаха отца писан 1831-го году месяца июля». Таким образом, он, как написанный всего за полтора года до кончины преподобного, должен изображать семидесятилетнего старика.

Так оно и есть и в действительности.  Все лицо преподобного старца, открытое и ясное, обрамлено волосами. Волосы на голове — изжелта белые; борода, усы и  брови — белые. Борода небольшая и далеко не в том порядке как, как  на иконах Нос — прямой с горбинкой. Глаза голубые. Губы сжаты, причем верхняя закрыта усами. Выражение лица строгое испытующее. Преподобный Серафим изображен в мантии и с четками. Руки сложены на груди, одна над другой, причем на правой ясно вырисованы суставы пальцев. Пальцы длинные и тонкие, ногти овальные, продолговатые. — Портрет работы художественной; поясной; писан на полотне размер — 9+7 вершков; фон синий. Принадлежит этот портрет — Казанскому домовладельцу и почетному мировому судье Николаю Петровичу Крупеникову, представителю старинной купеческой фамилии Казанской. Как попал портрет в его дом, г. Крупеников не знает. Можно думать, что он получен кем-нибудь из Крупениковых если не прямо из Сарова или Дивеева, то по крайней мере из Арзамаса, где у этой богатой, благочестивой и щедрой фамилии были свои молитвенницы. От одной из них, от сестры Арзамасской Алексеевской женской общины Ольги (бывшей, кажется одно время и настоятельницей ея), Крупениковы владеют и другой реликвией Серафимовской — небольшим образом святителя Николая, одной из тех трех икон, перед которыми преподобный молился в последние часы своей земной жизни. Сестра Ольга отдала ее некогда Крупениковым, как «величайшую святыню», в благодарность за их благотворения.

Источник: Прибавления к Церковным Ведомостям, 1904. — №3. — с.100

Серафим Саровский. Портрет. Неизвестный художник. Конец 1860-1870 гг. ЦАК МДА.

Просмотры (283)